Геополитические противоречия между крупными и средними державами создают повышенные риски для различных регионов мира, напрямую не втянутых в текущие противостояния. Эти опасности не обошли и Центральную Азию, где экономические субъекты пяти республик находятся под постоянной угрозой попасть в санкционные списки той или иной страны. Сегодня главный источник проблем для компаний и предпринимателей из региона — полномасштабный конфликт между Россией и Украиной. При этом, если в обозримой перспективе боевые действия между этими государствами будут прекращены, а между РФ и США наступит разрядка, риск введения рестрикций против центральноазиатского бизнеса никуда не исчезнет. Напротив, со временем подобные угрозы лишь нарастают, хотя пока и не затрагивают государственные институты и связанные с ними круги.

Точечные удары

В июле 2024 года нью-йоркская община из постсоветских стран была потрясена новостью об аресте выходца из Таджикистана Салимджона Насриддинова — владельца популярного среди мигрантов из Центральной Азии ресторана «Тандури» в районе Бруклин. В пресс-релизе Минюста США говорилось, что, помимо него, в незаконном сговоре с целью организации поставок электроники двойного назначения на сумму более $7 млн в РФ через подставные компании обвиняются также россияне — супруги Светлана Пузырева и Николай Гольцев.

Судя по предъявленным обвинениям, им грозит 20 лет тюремного заключения. Насриддинов, Гольцев и Пузырева, как предполагают в ФБР, были частью глобальной цепочки закупок, направленной на обход санкций и экспортного контроля. Для реализации этой схемы обвиняемые использовали два юридических лица, зарегистрированных в Бруклине: SH Brothers и SN Electronics.

Министерство финансов США на сегодняшний день ввело санкции против 275 лиц и организаций, участвующих в поставках в Россию передовых технологий и оборудования, крайне необходимых для поддержания ее военной машины. 

Подобные меры направлены как против отдельных лиц, так и в отношении обширных сетей по обходу санкций в 17 юрисдикциях, включая Индию, Китай, Швейцарию, Таиланд и Турцию. После начала войны России с Украиной в феврале 2022 года американское правительство регулярно обновляет список компаний, попавших под ограничения за помощь РФ. В частности, в реестр включено несколько предприятий из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Так, летом правительство США ввело санкции против казахстанской компании «КБР-Технологии», а также кыргызстанских «Транзит Сервис Бишкек» и «Нова проект» из-за того, что эти предприятия активно сотрудничают с партнерами из России, помогая тем обходить наложенные рестрикции. 

КПП «Ак-Тилек-автодорожный» на границе Кыркызстана и Казахстана
Фото: agro.gov.kg

Согласно данным американского ведомства, «КБР-Технологии» поставляла машины для производства полупроводников, паяльную и сварочную аппаратуру подсанкционной российской корпорации «Остек» и ее дочерним предприятиям, а также фирме «Фабцентр». Отмечается, что соучредителем компании из Казахстана числится Евгений Костюк — бывший владелец польского поставщика оборудования для нужд «Остек».

В феврале текущего года за связи с Россией пострадали казахстанские Da Group 22 и Elem Group, кыргызстанская Ukon и Polarstar Logistics — транспортная компания из ОАЭ с филиалом в Ташкенте.

В декабре прошлого года подверглись санкциям из-за поставок компьютеров и запчастей для авиации в Россию кыргызстанская компания Weitmann Handeln Allianz и таджикистанская Chamaiyati Doroi Masauliyati Makhdudi Kafolati Komil.

По данным американского Минфина, Weitmann Handeln Allianzпоставляла в РФ сотни партий автоматических машин обработки данных и дисковых накопителей. Таджикистанская компания, в свою очередь, отправляла российской стороне через ОАЭ авиационные запчасти иностранного производства.

Таким образом, для обхода международных санкций Кремль использует огромный спектр возможностей и территорий: тайный международный морской торговый флот, логистические и технологические компании Центральной Азии, финансовые учреждения Турции, ОАЭ и Катара, а также индивидуальных предпринимателей из стран бывшего СССР, осевших на Западе. При этом креативность и ресурсы Москвы для обхода санкций многократно превышают возможности Ирана и Северной Кореи. Кроме того, нет недостатка и в заинтересованных заработать на помощи Кремлю как в государствах Центральной Азии, так и за ее пределами.

Для снижения мощи военной машины России, а также для противодействия обходу международных ограничений Евросоюз назначил специального посланника по санкциям Давида О`Салливана. Он стал частым гостем в центральноазиатских столицах, пытаясь согласовать механизмы по недопуску нарушений международных санкций против РФ.

Дэвид О’Салливан на пресс-конференции 28 ноября 2023 / Астана, Казахстан.
Фото: The Astana Times.

В то же время при Минюсте США по инициативе президента Джо Байдена в 2022 году была создана специальная служба KleptoCapture («поимка клептократа»). В состав этого подразделения вошли представители специальных служб при ведомстве, которые должны противодействовать возможностям Кремля по обходу рестрикций. Данная служба занимается полным сбором информации об олигархах, компаниях, бизнес-семьях, государственных компаниях и банках мира, вовлеченных в схемы по обходу санкций.

При этом представители среднего звена американской бюрократии всегда работают по поставленным задачам, не особо обращая внимание на смену администрации в Белом доме. Те, кто имеют дело с американской и английской юридической практикой, отлично понимают, что юристы, как правило, заняты долгим сбором доказательной базы для предъявления окончательного обвинения и приговора. По этой причине, если сбор данных против того или иного олигарха и компании занимает несколько месяцев и даже лет, это не значит, что дело забросят на полпути. 

После прекращения огня между Украиной и Россией все стороны, вероятно, начнут аудит людских и финансовых потерь, а также выставят друг другу счета. В качестве рычага давления на Москву санкции будут сохранены до того момента, пока между РФ и США не будет достигнуто соглашение об использовании арестованных валютных резервов России в европейских банках для восстановления Украины и оплаты ее долгов международным кредиторам. Именно вопрос финансовой компенсации окажется на повестке после возможного перемирия между Украиной и Россией. 

Югославия Азии 

Действия государств Центральной Азии в условиях современных геополитических противоречий в какой-то степени напоминают Югославию эпохи Иосипа Броз Тито, Румынию времен Николае Чаушеску, Венгрию периода Яноша Кадара или Финляндию при президенте Урхо Кекконене.

Как известно, тогда правящие круги в Югославии, Румынии, Венгрии и даже Финляндии, если и не зависели полностью, то явно находились в орбите влияния Москвы, при этом получая внешние займы и кредиты от западных финансовых институтов — как по линии Всемирного банка, так и через МВФ.

Во времена холодной войны эти страны служили основными каналами по приобретению необходимых Советскому Союзу товаров, услуг и технологий. Одновременно они умело играли на противоречиях Москвы и Вашингтона, получая нужные для себя ресурсы: от СССР — дешевую энергетику, а от США и стран Западной Европы — финансы и технологии. 

Именно игра на противоречиях двух центров силы, например, обеспечила самые благополучные годы правления Иосипа Броз Тито в Югославии и формирование «гуляш-социализма» Венгрии при Яноше Кадаре. В Румынии же кредиты Запада и одновременно доступ к советским энергоресурсам по низким ценам помогли укреплению культа личности Чаушеску и его супруги. 

До 1980-х годов Николае Чаушеску и Иосип Броз Тито были желанными гостями столиц США, Франции, ФРГ и Великобритании. Попытки сохранять дистанцию от Москвы со стороны Румынии и Югославии поощрялись, а их внутриполитические курсы особо не подвергались критике.

Как только на последних этапах холодной войны сменилась экономическая реальность, эти страны перестали играть важную роль как для Москвы, так и для западных столиц. В результате их экономическая модель начала расшатываться, демонстрируя свою неэффективность в новых условиях. Однако, если посмотреть ретроспективно, в Румынии, Польше, Болгарии, в странах бывших Югославии и СССР смена социально-экономической модели после холодной войны не привела к окончательной смене политического истеблишмента. Бывшие элиты — представители номенклатуры соцлагеря — сохранили свое присутствие во власти, принеся несколько неизбежных публичных жертв и перевоплотившись в новое обличие.

Сегодня страны Центральной Азии фактически получают то, что необходимо для их экономики: кредиты, финансовые вливания, гранты и технологии как от ЕС, США, Японии и Южной Кореи, так и со стороны Китая и России. Инвестиции, движение товаров и услуг значительно усилились в регионе после начала войны в Украине. Капитал — финансовый и человеческий, хлынувший из России после 24 февраля 2022 года, в какой-то степени осел и в столицах Центральной Азии. Туда же начали переносить свои штаб-квартиры крупные бренды, покинувшие российский рынок. У работающих в Ташкенте западных дипломатов даже появилась привычка неформально сравнивать президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с Иосипом Броз Тито, который лавирует и извлекает выгоду подобно бывшему югославскому лидеру.

Не будет преувеличением отметить, что сегодня элитам региона геополитически сильно везет. Несмотря на противоречия между великими державами, они одинаково заинтересованы в сохранении стабильности в странах Центральной Азии. В Вашингтоне и Брюсселе за последние пять лет сформировалось убеждение в том, что Западу не стоит оставлять Центральную Азию один на один с Китаем и Россией, а следует содействовать диверсификации их транспортных коридоров, логистики и экономических партнеров. На Западе полагают, что это позволит региону избежать критической зависимости от России и Китая. 

Саммит лидеров стран Центральной Азии и США в формате «С5+1» / Нью-Йорк, США, сентябрь 2023
Фото: Посольство США в Кыргызстане

На серии совместных саммитов ЕС — Центральная Азия, а также по линии дипломатической платформы С5+1 западные партнеры дают понять, что ни Вашингтон, ни Брюссель не пытаются оборвать сложившиеся исторические связи региона с Россией, а лишь намерены перекрыть те каналы, которые помогают укреплению военной машины Кремля. 

Таким образом, неофициальный посыл Запада элитам Центральной Азии сводится к тому, что им вовсе не обязательно переходить на сторону США и Евросоюза, но примыкать к российскому лагерю настоятельно не рекомендуется. Это подтверждается тем фактом, что вторичные санкции США и их союзников не были направлены против элит Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также не наносили ущерба экономике и социальной стабильности. К тому же Запад решил не ставить под удар ключевые отрасли республик региона и местных олигархов. 

Особняком разве что стоит история миллиардера Алишера Усманова, для исключения которого из санкционного списка Евросоюза узбекистанская сторона безуспешно пыталась приложить дипломатические усилия. Однако он долгие годы считался прежде всего российским бизнесменом, а потому его случай не вполне типичный. Зато дипломатические и политические усилия Ташкента по защите от вторичных санкций местных олигархов, контролирующих ключевые отрасли и компании в стране, в целом увенчались успехом. Например, несмотря на доказанную связь с Кремлем, владелец компании Eriell Бахтиер Фазылов, контролирующий ключевые объекты газовой энергетики Узбекистана, избежал попадания в американские и европейские санкционные списки.

Более того, в прошлом году ЕС устами главы Евросовета Шарля Мишеля на саммите ЕС — Центральная Азия фактически дал понять элитам государств региона, что Брюссель не будет вводить против них санкции в случае нарушения в республиках введенных против России ограничений. 

«Мы не применяем принцип экстерриториальности и, что особенно важно, мы хотим работать со всеми нашими партнерами по всему миру только путем диалога», — заявил Мишель.


Фото: Игорь Егоров / Sputnik/РИА Новости

Другими словами, его тезис сводился к тому, что ограничения грозят только тем, кто поддерживает российскую военную машину, — то есть отдельным предпринимателям и компаниям. Товары двойного назначения, реэкспортируемые из Центральной Азии в Россию, по данным спецпосланника ЕС по соблюдению санкций Дэвида О`Салливана, включают в основном высокотехнологичные товары: интегральные схемы, оперативную память, оборудование с оптическим прицелом. 

Именно соблюдение тонкой грани геополитической целесообразности не позволяет Вашингтону и Брюсселю усилить давление на страны региона. США и их союзники отлично понимают местные реалии и стараются подходить к отношениям с Центральной Азией рационально, направив усилия на разработку совместных механизмов, чтобы регион окончательно не превратился в зону, свободную от международных санкций, не только для России, но и Ирана, а также потенциально для Китая. 

Пока разработанные механизмы по недопущению обхода наложенных ограничений демонстрируют эффективность в финансовом секторе: запреты на транзакции российских банков действуют почти во всех крупных банках государств Центральной Азии. Однако прекращение движения товаров двойного назначения через территории республик региона, учитывая огромную границу между Казахстаном и Россией, представляется трудной и вряд ли в полной мере реализуемой задачей. А потому центральноазиатским элитам остается лишь соблюдать «красные линии» в отношениях со всеми центрами силы. 

Без специалистов, но с санкциями надолго

Когда речь идет о санкциях против России и ее экономических субъектов, дело не ограничивается мерами со стороны США и ЕС. Помимо этих игроков, рестрикции в отношении РФ, например, вводили Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швейцария, Южная Корея, Япония, Тайвань, а также международные организации, федерации, конгломераты и инвестиционные институты.

В такой ситуации риски для компаний и предпринимателей попасть под те или иные ограничения сегодня высоки как никогда. Иными словами, если условная фирма избежала санкций одной страны, это не означает, что против нее не введет меры другое государство, а значит, уже завтра она может попасть в черные списки остальных игроков.

США, ЕС, Китай, Турция, Южная Корея, Япония или, например, Иран — каждая из этих стран ведет свой санкционный список и может точечно бороться за снижение финансовых прибылей неугодных компаний. Таким образом, у каждого крупного или среднего игрока есть свои инструменты давления на бизнес в Центральной Азии. 

Чем сильнее нарастают геополитические противоречия между центрами силы, тем труднее приходится экономическим субъектам Центральной Азии.

В подобных реалиях в центральноазиатских государствах, как, впрочем, и в других странах постсоветского пространства, обнаруживается проблема, которая заключается в острой нехватке кадров по противодействию санкционной политике.

В России такие специалисты стали появляться еще после аннексии Крыма в 2014 году, на которую ЕС и США ответили введением ограничений против нескольких финансовых, оборонных и энергетических компаний РФ. Именно тогда российский бизнес и властные круги осознали необходимость иметь под рукой широкий пул экспертов по санкциям, а в вузах РФ началась подготовка соответствующих кадров. В странах Центральной Азии пока подобной тенденции не наблюдается, а бизнес и политические элиты во многом полагаются на ошибочные иллюзии в отношении действия международных санкций. 

Геополитическая турбулентность будет сохраняться еще долго, пока крупные державы не сформируют новый мировой порядок и правила игры. До тех же пор среднему и крупному бизнесу придется исходить из нынешней реальности, когда риски попасть под санкции лишь продолжают увеличиваться. Таким образом, из-за влияния геополитических противоречий на всевозможные бизнес-процессы — от инвестиционного развития компаний до логистики — специалисты по санкционной политике среди финансистов, политологов, экспертов по международным отношениям и журналистов еще долго будут востребованы. 

Однако сегодня высшие учебные заведения в странах Центральной Азии больше ориентированы на подготовку кадров общего профиля, а не узких специалистов — будь то в юридической, экономической или политической сферах. Тем не менее государствам региона рано или поздно придется заняться взращиванием экспертов по риск-менеджменту.

Фото: Эдин Пашович / OCCRP

Например, последние расследования команды OCCPR о хлопковой индустрии в Узбекистане проясняют, как именно Кремль смог заранее наладить бесперебойные поставки узбекского хлопка, необходимого для производства пороха. В связи с этим уже сейчас под вторичные санкции рискуют попасть узбекская хлопковая отрасль, а также связанные с ней компании в Туркменистане и Казахстане. 

Рисковые перспективы

Между тем победа на президентских выборах в США Дональда Трампа вселила во многих бизнесменов легкий оптимизм по поводу возможного завершения боевых действий в Украине и на Ближнем Востоке. Предприниматели надеются, что вместе с прекращением огня снизится и санкционное давление со стороны Запада.

Однако подобные ожидания могут оказаться напрасными, поскольку геополитические противоречия сегодня отнюдь не ограничиваются двумя наиболее острыми конфликтами. Если посмотреть на кадровые предпочтения избранного президента Трампа в сферах национальной обороны и безопасности, то всех назначенцев республиканца — от будущего главы Госдепартамента Марко Рубио и шефа Пентагона Пита Хегсета до советника по национальной безопасности Майкла Уолтца — объединяет жесткий настрой против режима мулл в Иране

Грядущая администрация Дональда Трампа, очевидно, займется разработкой стратегии в отношении Ирана, которая должна будет подорвать финансовые возможности режима Исламской Республики. В подобной ситуации США и их союзники, вероятно, приложат максимум дипломатических усилий, чтобы центральноазиатские государства на этот раз не стали убежищем и хабом для Ирана в его попытках обойти будущие жесткие экономические рестрикции. Вашингтон при Трампе и его союзники почти наверняка с удвоенной силой задействуют механизм вторичных санкций против тех компаний и бизнесменов Центральной Азии, которые попытаются помочь иранцам обойти ограничительные меры.

При этом смягчение санкций против России действительно может произойти, если между Вашингтоном и Москвой случится разрядка, а Дональд Трамп убедит Владимира Путина не спасать иранский режим, укрепляя финансовые и военные возможности Тегерана. Однако это будет говорить лишь о смещении эпицентра санкционных угроз и, соответственно, рисков для Центральной Азии, а не об их устранении.