Базар по новым правилам: что даст Узбекистану вступление в ВТО?
Узбекистан активно движется в направлении вступления во Всемирную торговую организацию после многолетнего перерыва в переговорах. Президент Шавкат Мирзиёев назвал эту цель неотъемлемой частью реформ, направленных на ускорение экономического роста, интеграции в мировую экономику и привлечения новых инвестиций. С момента возобновления работы по вступлению в ВТО в 2017 году власти страны адаптируют законодательство, проводят консультации с международными экспертами и проводят необходимые преобразования. Страна намерена стать полноправным участником мировой торговой системы в 2026 году, однако до тех пор ей предстоит преодолеть значительные вызовы. POLITIK Central Asia проанализировала, какие именно.
Процесс, растянувшийся на три десятилетия
Всемирная торговая организация (ВТО), основанная в декабре 1994 года, стала преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в октябре 1947 года. На сегодняшний день ВТО включает в себя 166 стран, на долю которых приходится около 98% мировой торговли товарами и услугами. Основная задача объединения — обеспечение свободной и предсказуемой торговли между государствами — участниками ВТО, устранение и предотвращение дискриминационных мер в торговле между странами, которые искажают конкурентную среду и негативно влияют на динамику развития мировой торговли.
Примечательно, что Узбекистан подал заявку на вступление в ВТО практически в момент ее основания, а первый раунд переговоров состоялся в 1999 году. Но первые десять лет процесса вступления были очень медленными из-за экономической политики Узбекистана, которая была сугубо протекционистской. Поэтому после трех многосторонних встреч с членами ВТО переговорный процесс фактически был заморожен, и только в 2017–2019 годы Узбекистан возобновил активные шаги по интеграции. Поворотным моментом на этом пути стала четвертая встреча совместной рабочей группы Узбекистана по вступлению в ВТО спустя 15 лет застоя. Она прошла в онлайн-формате в июле 2020 года — в разгар пандемии.
«Нетрадиционные» переговоры
Процесс вступления страны во Всемирную торговую организацию включает как двусторонние, так и многосторонние переговоры, каждый из которых имеет свои особенности и цели.
Многосторонние переговоры проводятся в рамках рабочей группы ВТО, куда входят все страны, которые заинтересованы в доступе на рынок Узбекистана — их 47. На совместных заседаниях они знакомятся с законодательной базой Узбекистана и дают рекомендации, как гармонизировать ее с нормами организации.
Надо сказать, что и после перезапуска в 2020 году процесс шел не слишком быстро — Ташкент отвечал на многие вопросы с сильной задержкой. Следующее, пятое заседание состоялось лишь через два года после четвертого, в июне 2022 года.
Чтобы ускорить продвижение, в структуре Администрации президента была учреждена должность специального представителя президента по вопросам ВТО — им стал Азизбек Урунов. Судя по всему, это помогло: если в апреле 2023 года Узбекистан завершил переговоры только с двумя странами — Грузией и Молдовой, то к ноябрю 2024 года переговоры были завершены уже с 21 страной, в том числе с США, а с 14 из них подписаны протоколы о доступе на рынок.
Юрист в области международного торгового права (право ВТО), докторант Института международной торговли Бернского университета Умида Хакназар в беседе с POLITIK Central Asia отметила, что эти встречи представляют собой «не совсем традиционные переговоры», поскольку заинтересованные страны хотят получить доступ на узбекский рынок по необходимым для себя товарам и услугам, тогда как Узбекистан пытается, насколько возможно, защитить свои интересы и определенные отрасли экономики от иностранных конкурентов.
«Если Узбекистан договорился с одной страной сохранить более высокие пошлины по какому-либо товару, а с другой страной этого сделать не удалось, то эти уступки будут распространяться на всех. В итоге будет установлен тот уровень пошлин, где мы больше всего уступили, и все страны — члены ВТО будут ими пользоваться», — объяснила Умида Хакназар.
Двусторонние переговоры проходят конфиденциально. После того, как Узбекистан завершит двусторонние переговоры со всеми заинтересованными странами и подпишет с ними протоколы, все договоренности консолидируются в секретариате ВТО, и из них выберут самые благоприятные предложения для стран — членов ВТО, которые и станут «обязательствами Узбекистана» по тарифам и доступу на рынок услуг.
Почему Узбекистан хочет вступить в ВТО
Как заявил на встрече с предпринимателями президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, вступление Узбекистана в ВТО — это продуманный и дальновидный выбор, а также неотъемлемая часть реформ, без которых «наши возможности будут ограниченны».
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения» Университета мировой экономики и дипломатии Нишанбай Сиражиддинов по просьбе POLITIK Central Asia перечислил плюсы вступления в ВТО для Узбекистана.
В частности, Узбекистан после вступления в организацию автоматически получит режим наибольшего благоприятствования со стороны всех членов ВТО, что значительно расширит возможности для наращивания экспорта.
Кроме того, вступление в ВТО означает снижение уровня импортного протекционизма, который всегда искажает «относительные цены» на товары и услуги через такие меры, как таможенные пошлины, квоты или субсидии. Эти меры делают импортные товары дороже, чем они были бы без вмешательства, создавая преимущества отечественным производителям на внутреннем рынке, и нивелируют стимулы у отечественных производителей к росту своей конкурентоспособности путем повышения качества, уменьшения себестоимости и расширения ассортимента выпускаемой продукции.
«Это способствует неэффективному распределения ресурсов и снижению темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Потому что вы вкладываете в те отрасли экономики, где у вас нет сравнительного преимущества, где производство обходится дороже, чем в других странах», — отметил экономист.
Также вступление во Всемирную торговую организацию делает значительно меньшим лоббизм повышения протекционистских мер со стороны местных бизнес-кругов, поскольку страна не сможет по своему усмотрению менять торговый режим.
Членство в ВТО повышает открытость экономики и предсказуемость экономической политики страны, а это, в свою очередь, приводит к улучшению инвестиционного климата и увеличению притока иностранных капиталовложений.
А вот в числе отрицательных последствий Нишанбай Сиражиддинов указал на структурные издержи в экономике в краткосрочном и среднесрочном периоде.
«Это и есть главный недостаток, — признал эксперт. — Если в той или иной отрасли вы сразу существенно снижаете импортные барьеры или убираете налоговые льготы, то предприятия из этих сфер пострадают. Например, если вы снижаете пошлины с 60 до 15%, то импортные товары станут на 45% дешевле, и отечественным производителям станет сложнее с ними конкурировать. Чем больше высокозащищенных отраслей, тем больше будет структурных издержек. Этим крупным компаниям придется приспособиться к новым условиям, возможно, сменить сферу деятельности, сократятся объемы производства, число работников и так далее».
Тем не менее доктор экономических наук уверен: страна в долгосрочной перспективе «однозначно выигрывает от такой политики», поскольку ресурсы будут использоваться более эффективно, а предприятия будут вкладываться в сферы, где у них сравнительное преимущество, а экономическая политика станет более прозрачной и стабильной.
Роль Саиды Мирзиёевой
Руководитель Управления информационно-аналитического обеспечения внешней политики и расширения внешнеэкономического сотрудничества Департамента внешних связей Администрации президента Нозима Давлетова сообщила POLITIK Central Asia, что ключевую роль в налаживании международных связей и успешности переговорных процессов играет Саида Мирзиёева, дочь и помощник президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
«Ее усилия помогли продвинуть обсуждения и укрепить контакты с главными игроками, в том числе с США и ЕС. Впервые Узбекистан посетила торговый представитель США Кэтрин Тай, которая является главным торговым советником Комитета по методам и средствам Палаты представителей США. Доверительные отношения сложились и с гендиректором ВТО Нгози Оконджо-Ивеалой, которая впервые посетила с официальным визитом страну, не являющуюся членом организации», — отметила Давлетова.
Саида Мирзиёева курирует работу межведомственной комиссии по работе с Всемирной торговой организацией и переговорной группы по присоединению к ВТО и получает от них информацию и отчеты о текущем состоянии переговорного процесса.
Помощник президента в июне заявила, что для Узбекистана вступление в ВТО не является самоцелью. Она признает, что ни одна страна не может имитировать изменения без реальных реформ и заменить структурные изменения высокой дипломатией. «Членство в самой крупной торговой организации — это стимул, чтобы довести до конца глубокие экономические реформы и создать равные конкурентные условия на рынке», — сказала Мирзиёева.
Что уже сделано
Чем меньше экономика страны основана на рыночных принципах и механизмах, тем больше экономических реформ ей нужно провести для вступления в ВТО. Для соответствия требованиям ВТО Узбекистану, по мнению Умиды Хакназар, предстоит пересмотреть многие из прежних постулатов экономической политики, которые превалировали десятилетиями, такими как импортозамещение, локализация, экспортные субсидии, монополии для одних за счет ограничительных мер для импорта и других.
Президент Мирзиёев пытается помочь этому процессу, подписав ряд постановлений и указов по гармонизации законодательства с требованиями организации. Например, с 1 июля 2023 года запрещается разработка проектов нормативно-правовых актов, не соответствующих правилам и нормам ВТО. С 2025 года отменяются ряд субсидий и преференций по экспорту, низкоэффективные налоговые и таможенные льготы, будут пересмотрены сборы.
В 2025–2026 годы планируется аннулировать монополию «Узбектелекома» на внешний интернет-канал, лишить ряд госпредприятий эксклюзивных прав на заготовку черных и цветных металлов, экспорт химической продукции, закупку природного газа и операции по импорту-экспорту электроэнергии. С июля 2026 года частично отменят льготы для отечественных производителей при госзакупках, а также ценовые преференции для местной электротехники.
Не панацея
И все же следует признать, что вступление в ВТО не гарантирует экономического роста, а создает возможности для достижения этой цели.
«Это инструмент. И все зависит от того, насколько комплексно вы подходите к этим проблемам, насколько правильно выполняете эти рекомендации. Мировой опыт однозначно показывает, что между открытостью экономики и экономическим ростом существует положительная корреляции. Нельзя рассчитать, какая часть экономического роста в Кыргызстане связана с членством в ВТО. Но однозначно одно: если бы Кыргызстан не стал членом ВТО в 1998 году, то, скорее всего, темпы экономического роста, уровень благосостояния были бы значительно ниже», — сказал POLITIK Central Asia Нишанбай Сиражиддинов.
Умида Хакназар согласна, что для стран с небольшими экономиками важно не только вступить в ВТО, но и эффективно использовать этот инструмент для обеспечения более конкурентной среды и благоприятного инвестиционного режима, без которых не придут финансовые вливания.
«Казахстан и Кыргызстан выиграли от вступления в ВТО, — считает эксперт. — Возьмем даже простой пример с автомобилями. У них не было высоких пошлин на импорт автомобилей, благодаря чему мог развиваться средний класс, жители могли покупать импортные автомобили или сельхозоборудование, в том числе подержанные, очень недорого по сравнению с Узбекистаном. Возможность купить транспорт повлияла на всю экономику. Владелец маленького магазина, фермер или любой другой представитель малого бизнеса мог перевозить свои товары дешево. И это дало толчок к развитию».
Страхи о ВТО
Либерализация торговли вызывает разногласия на внутреннем рынке. Производители, ориентированные на внутренний рынок и защищенные от импортной конкуренции, выступают против ВТО, так как это открывает рынок для конкуренции, требует улучшения качества продукции, снижения издержек.
Эксперты опасаются, что вступление в ВТО приведет к превышению импорта над экспортом и к дефициту платежного баланса, так как Узбекистан пока не готов к массовому экспорту конкурентоспособной продукции. Однако, как объяснил Нишанбай Сиражиддинов, при свободно формирующемся обменном курсе валютный рынок стабилизирует ситуацию. Дефицит торгового и платежного баланса, как правило, связан не с наплывом импорта из-за либерального импортного режима, а с наличием дефицита государственного бюджета и недостатком сбережений по сравнению с инвестициями в частном секторе.
К тому же вступление в ВТО не исключает поддержки государства: импортные пошлины остаются, но снижаются, возможны субсидии для определенных отраслей, например, зеленого сельского хозяйства, чтобы обеспечить продовольственную безопасность и увеличить производство натуральных пищевых продуктов.
«Решение проблемы через ограничение импорта лишь откладывает решение проблемы, искажает цены и негативно влияет на долгосрочное благосостояние. Вместо этого следует анализировать и стимулировать экспорт, улучшать условия для производства и привлекать инвестиции», — подчеркнул Сираджиддинов.
Сначала ВТО, а не ЕАЭС
Хотя многие российские наблюдатели уверены, что, вступая во Всемирную торговую организацию, Узбекистан демонстрирует свое нежелание присоединяться к Евразийскому экономическому союзу, собеседники POLITIK Central Asia уверены, что это не так. Тем не менее вступление в ВТО ставится в приоритет, поскольку это даст Узбекистану возможность сохранить более низкие импортные тарифы по необходимым товарам.
«Когда страна вступает в ЕАЭС, она принимает его торговый режим. Со странами союза у нас будет свободная торговля, но мы при этом будем вводить единые тарифы ЕАЭС по отношению к третьим странам. Как разработаны там тарифы? Основная часть — это импортные тарифы России. Получается, мы будем защищать не свои интересы», — пояснил Нишанбай Сиражиддинов.
Умида Хакназар согласна, что ВТО и ЕАЭС — не равные альтернативы, но при этом и не исключают друг друга. В отличие от ЕАЭС, ВТО — это глобальная платформа для международной торговли, где участники, независимо от размеров и экономических различий, играют по общим правилам и могут разрешать споры между собой, но при этом имеют свободу заключать преференциальные региональные союзы с третьими странами. А вот участники ЕАЭС не могут формировать самостоятельную торговую политику.
Успеть к сроку
Ташкент ставит задачу стать членом ВТО к 2026 году, и Нишанбай Сиражиддинов считает, что она вполне достижима, если Узбекистан продолжит активные переговоры. Ожидается, что темп переговоров ускорится даже благодаря прогрессу на начальных этапах и оставшиеся переговоры можно завершить за следующие два года.
Умида Хакназар согласна, что политическая воля руководства страны — ключевой фактор для ускорения вступления Узбекистана в ВТО. Процесс потребует реформ и принятия непопулярных решений, чтобы «сломать старую систему», а это может встретить сопротивление определенных групп. Для вступления в ВТО необходимы экспертиза, новые законы, взаимодействие с парламентом и ведомствами, а также содействие международных доноров. Немаловажным является фактор последовательности — даже небольшие шаги должны быть направлены только вперед, без возврата к прежним подходам.
Похожие статьи
Не на полных товарооборотах. Почему странам Центральной Азии необходимо диверсифицировать внешнюю торговлю и что этому препятствует
Последние годы внешняя торговля стран Центральной Азии демонстрирует устойчивый рост. Однако успешная, на первый взгляд,...
- Мир
- Узбекистан
- 1 неделя назад
Каменная пустыня или мост в будущее. Что может дать Ваханский коридор и почему его не могут открыть
За более чем три года пребывания движения «Талибан» у власти в Афганистане Пекин стал для...
- Мир
- Узбекистан
- 1 месяц назад
Через нас — хоть поток. Как Центральная Азия стала зоной, почти свободной от международных санкций
Геополитические противоречия между крупными и средними державами создают повышенные риски для различных регионов мира, напрямую...
- Мир
- Узбекистан
- 1 месяц назад
По дороге в блэкаут, или Светлое будущее. Атомный вопрос, вызвавший бурную дискуссию о перспективах ядерной энергетики в трех странах.
Центральная Азия стоит на пороге энергетической трансформации. Ожидаемый экономический рост и увеличение численности населения до...
- Мир
- Узбекистан
- 2 месяца назад
Тройственный несоюз. Как Узбекистан и Казахстан восполняют газовый дефицит за счет России.
Центральная Азия с конца XIX века была известна своими природными богатствами, к которым относились и...
- Мир
- Узбекистан
- 2 месяца назад