4 апреля, по итогам первого саммита «ЕС — Центральная Азия», была принята совместная декларация, которая среди прочего затронула принципы суверенитета и территориальной целостности государств. В частности, стороны подчеркнули свою приверженность международным резолюциям, подтверждающим важность уважения территориальной целостности всех стран.

Среди упомянутых документов были резолюции Совета Безопасности ООН №541 (1983) и №550 (1984), осуждающие действия Турции в отношении Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). ООН считает ТРСК незаконным образованием, а единственным законным государством на острове — Республику Кипр.

Резолюция №541 (1983) была принята в ответ на одностороннее провозглашение независимости ТРСК, а резолюция №550 (1984) повторила её положения и осудила дальнейшие шаги по укреплению этого государственного образования.

🇹🇷 Несмотря на постоянную поддержку Турции, которая является единственным государством, признающим ТРСК, международное сообществотпо-прежнему выступает против независимости Северного Кипра. В то же время, несколько международных организаций предоставили ТРСК статус наблюдателя. Среди них: Организация тюркских государств (ОТГ), Организация исламского сотрудничества (ОИС), Организация экономического сотрудничества (ОЭС) и Парламентская ассамблея тюркских государств (ТЮРКПА).

В конце 2022 года, на саммите ОТГ в Самарканде, возник серьезный спор об идее президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о включении ТРСК в список наблюдателей. Согласно источникам газеты «Коммерсантъ», президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил против, так как очень строго относится к принципу территориальной целостности, а узбекский лидер Шавкат Мирзиеев воздержался. При этом глава МИД Узбекистана Владимир Норов публично заявил, что «речи о признании Северного Кипра в качестве независимого государства быть не может». Тем не менее, уже улетев с саммита, Эрдоган заявил, что вопрос о статусе наблюдателя для Северного Кипра «закрыт и решен».

Ни одно государство-член ООН, кроме Турции — включая страны ОТГ, не признало ТРСК как независимое государство. Статусы наблюдателя, предоставленные ТРСК, не являются признанием её независимости, а скорее отражают желание вовлечь турок-киприотов в диалог и региональное сотрудничество.