Директор международного института Центральной Азии Жавлон Вахабов в соавторстве с профессором Алоуддином Комиловым подготовил статью для журнала The Diplomat о значимости саммита «Центральная Азия — ЕС», проходящего в эти дни в Самарканде.

3–4 апреля в Самарканде состоится первый в истории саммит «Центральная Азия – Европейский Союз», в котором примут участие делегации ЕС и пяти стран Центральной Азии. Этот знаковый форум проходит на фоне сложного нового этапа в международных отношениях, характеризующегося растущей непредсказуемостью, эрозией международных норм, использованием экономики в качестве оружия и усилением климатических вызовов.

Особую значимость саммиту придаёт участие нового руководства ЕС, включая председателя Европейского совета Антониу Кошту и председателя Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен. Их присутствие подчеркивает, что это не просто очередной дипломатический форум, а стратегическая возможность для углубления сотрудничества между двумя регионами, которые сегодня как никогда объединяют общие интересы, вызовы и стремления.

Центральная Азия, расположенная на стратегическом пересечении Европы и Азии, традиционно остается регионом, где ЕС играет второстепенную роль, нередко находясь в тени более крупных региональных держав и ограничиваясь недостатком ресурсов. Однако, будучи «добросовестным» участником международных процессов, Евросоюз обладает рядом конкурентных преимуществ, которые позволяют ему сыграть преобразующую роль, особенно в развитии связей в сферах цифровой инфраструктуры, транспорта и «зеленой» энергетики. Эти направления соответствуют не только стратегическим приоритетам ЕС, но и более широкой концепции устойчивого, суверенного и процветающего будущего Центральной Азии.

С начала 2022 года Европейский Союз активизировал усилия по диверсификации источников энергии и обеспечению доступа к критически важным сырьевым ресурсам. Центральная Азия, обладающая огромным потенциалом в области солнечной, ветровой, гидроэнергетики и производства «зеленого» водорода, стала ключевым партнером в этих процессах.

Предлагаемый Каспийский зеленый энергетический коридор, изначально запланированный как маршрут между Грузией и ЕС, теперь открывает новые возможности для Узбекистана, Казахстана и Азербайджана. Эти страны смогут поставлять возобновляемую электроэнергию в Европу через две строящиеся линии электропередачи, которые пройдут по дну Каспийского и Черного морей.

Огромный потенциал возобновляемой энергии в регионе

Центральная Азия обладает колоссальным, но пока неиспользованным потенциалом в сфере возобновляемой энергетики. По оценкам, мощности малых гидроэлектростанций могут варьироваться от 275 МВт до 30 000 МВт, солнечных электростанций (PV) — от 195 000 МВт до 3 760 000 МВт, ветряных станций — от 1 500 МВт до 354 000 МВт, геотермальной энергетики — от 2 МВт до 54 000 МВт, а биоэнергетики — от 200 МВт до 800 МВт.

Для освоения этого потенциала уже предпринимаются конкретные шаги. Узбекистан планирует увеличить мощность возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 27 ГВт к 2030 году, добавив 20 ГВт новых мощностей. Только в 2024 году страна подписала соглашения о развитии 18 ГВт солнечной и ветровой энергии. Казахстан ставит более скромные цели — добавить 5 ГВт к существующим 2,9 ГВт к 2030 году, хотя растущий внутренний спрос может поглотить значительную часть этих мощностей.

Несмотря на активное развитие, регион продолжает сталкиваться с рядом препятствий, включая технические ограничения, неопределенность в регулировании и необходимость значительных инвестиций. Здесь Европейский Союз может сыграть ключевую роль. Через Европейский фонд устойчивого развития Plus (EFSD+) ЕС способен мобилизовать инвестиции в рамках инициативы Global Gateway. Используя механизмы гарантий, грантов, технической поддержки и других финансовых инструментов, ЕС может помочь странам Центральной Азии двигаться к климатической нейтральности и устойчивому развитию, выполняя свои глобальные обязательства в соответствии с Повесткой-2030, Целями устойчивого развития (ЦУР) и Парижским соглашением.

Цифровая взаимосвязанность

В стремительно цифровизирующейся мировой экономике цифровая инфраструктура — это уже не роскошь, а основа конкурентоспособности, инноваций и национального суверенитета. Когда ЕС запустил инициативу «Цифровая взаимосвязанность» на форуме Global Gateway в Самарканде в ноябре 2022 года, он пообещал выделить более 40 миллионов евро для поддержки стран Центральной Азии в сокращении цифрового разрыва и их интеграции в отдельные цифровые программы ЕС.

Однако почти четыре года спустя эта инициатива по-прежнему отличается высокими амбициями, но низким уровнем реализации. Ей не хватает конкретных планов действий, эффективных механизмов координации и дополнительного финансирования со стороны Европы, что замедляет её воплощение в жизнь.

Тем не менее потенциал остается колоссальным. Поддерживая развитие «жесткой» цифровой инфраструктуры — например, развертывание спутниковых сетей — и усиливая «мягкие» цифровые системы через техническую помощь (включая регуляторное сближение, правовую экспертизу и финансовую поддержку для государственных, частных и государственно-частных партнерств), ЕС может помочь странам Центральной Азии укрепить цифровой суверенитет на их собственных условиях.

Согласно исследованиям Всемирного банка, увеличение числа интернет-пользователей всего на 1% может привести к росту экспорта на 4,3%. Таким образом, эта инициатива не только расширит доступ к интернету в удаленных и малообслуживаемых районах, сокращая цифровой разрыв как на национальном, так и на региональном уровне, но и преобразит ключевые секторы экономики — сельское хозяйство, образование, здравоохранение, промышленность и финансы.

Кроме того, это повысит инвестиционную привлекательность региона для частного сектора, создавая основу для устойчивого и инклюзивного экономического роста.

Транспортная взаимосвязанность

Благодаря своему географическому положению Центральная Азия всегда была естественным мостом между Востоком и Западом. Однако, несмотря на этот потенциал, регион по-прежнему сталкивается с серьезными препятствиями для торговых потоков — среди них неэффективные пограничные процедуры, раздробленные таможенные системы и устаревшие бумажные логистические процессы. Эти барьеры подрывают конкурентоспособность региона, особенно по сравнению с альтернативными торговыми маршрутами, такими как Транссибирская железнодорожная магистраль и морские коридоры через Индийский океан.

Тем не менее ситуация начинает меняться. На инвестиционном форуме Global Gateway в Брюсселе в январе 2024 года европейские и международные финансовые институты пообещали выделить более 10 миллиардов евро (примерно 10,8 миллиарда долларов) на модернизацию инфраструктуры вдоль Срединного коридора.

Цель этой инициативы — сократить время транспортировки между Европой и Центральной Азией до 15 дней или менее. Это амбициозная, но достижимая задача, которая отражает растущее международное доверие к потенциалу Срединного коридора.

От транспортного коридора к торговому хабу

Преобразование Центральной Азии из транзитной зоны в динамичный торговый хаб требует не только дорог и железных дорог, но и «умной» инфраструктуры. Здесь Европейский Союз может внести ключевой вклад, предоставляя техническую поддержку в цифровизации торговли.

Внедрение таких решений, как e-CMR (электронная накладная) и e-TIR (электронная транзитная система), позволит существенно ускорить трансграничные операции, снизить задержки и минимизировать транзакционные издержки. Эти системы обеспечивают отслеживание грузов в реальном времени, цифровизацию документооборота и сокращение возможностей для коррупции.

Исследования показывают, что:
• Внедрение e-CMR может сократить затраты на обработку документов до 55%, а время обработки — до 75%.
• Использование e-TIR способно сократить время транспортировки до 80%.

Помимо повышения эффективности, цифровые инновации соответствуют климатическим целям ЕС, включая снижение выбросов углерода и сокращение бумажного документооборота в рамках Зеленого курса и стратегии Global Gateway.

Однако наибольший вклад ЕС может заключаться не только в технической поддержке, но и в продвижении основанных на правилах, совместимых систем. Внедряя международные стандарты и передовые практики, ЕС поможет Центральной Азии преодолеть фрагментацию торговой архитектуры и содействовать глубокой региональной интеграции, основанной на прозрачности, эффективности и подотчетности.

Самаркандский саммит: новый этап в отношениях ЕС и Центральной Азии

Саммит в Самарканде становится поворотным моментом в отношениях между ЕС и Центральной Азией. В условиях фундаментальных изменений в международном порядке ЕС получает шанс перейти от периферийного партнера к ключевому архитектору региональной взаимосвязанности.

Инвестируя в зеленую энергетику, цифровую инфраструктуру и «умные» транспортные системы, ЕС может раскрыть огромный потенциал Центральной Азии, продвигая общие стратегические интересы, а также ценности устойчивого развития, суверенитета и регионального сотрудничества.