Лидеры ЕС прибыли в Самарканд для переговоров с центральноазиатскими коллегами, главная цель которых — укрепление сотрудничества. Ожидается открытие офиса Европейского инвестиционного банка в Ташкенте, проведение инвестиционного форума и подписание «Самаркандской декларации» о стратегическом партнёрстве.

Основное внимание ЕС сосредоточено на доступе к критически важным минералам, пишет европейское издание Euractiv, посвященное политике ЕС. После 2022 года Центральная Азия стала для Брюсселя приоритетным направлением, поскольку регион остаётся под влиянием России и Китая, а также используется Москвой для обхода санкций.

Журналистка Эмма Колле отмечает, что ЕС стремится усилить своё присутствие, диверсифицировать поставки ресурсов и снизить зависимость от Китая.

Страны региона обладают крупными запасами редкоземельных элементов, лития и других критически важных ресурсов, на которые активно претендует ЕС, стремясь снизить зависимость от Китая.

Однако инвестиционный климат остаётся сложным, что сдерживает приход западных горнодобывающих компаний. Тем не менее, некоторые европейские игроки, включая немецкую HMS Bergbau AG, уже начали работу в регионе, подчеркивает автор статьи.

ЕС расширяет сотрудничество по критическим ресурсам

Франция и Казахстан подписали дорожную карту по стратегическим ресурсам до 2026 года, открывающую французским компаниям доступ к геологическому рынку.

13 марта ЕС заключил соглашение с Казахстаном на 3 млн евро по редкоземельным металлам, а в мае 2024 года Узбекистан подписал меморандум с ЕС в этой же сфере. Это подтверждает растущий интерес Европы к ресурсам Центральной Азии.

Центральная Азия действительно может стать «золотой жилой» для ЕС. Из 34 критически важных материалов, необходимых для европейской экономики, – включая кобальт, медь, вольфрам, литий и никель – многие в изобилии содержатся в недрах региона.
Хотя этот регион малоизвестен, страны Центральной Азии входят в десятку мировых лидеров по запасам полезных ископаемых и редкоземельных элементов. Особенно выделяются Казахстан и Узбекистан,
— объясняет Роман Вакульчук, исследователь Норвежского института международных отношений.

Не успевают за Китаем

Китай давно закрепился в регионе, контролируя добычу минералов в Кыргызстане и Таджикистане, а большая часть экспорта критических ресурсов Казахстана и Узбекистана уходит в Пекин. Россия также сохраняет влияние, обеспечивая себя ураном и финансируя инфраструктуру.

По информации Euractiv, помимо ЕС, за редкими металлами в регионе охотятся США, Канада и Южная Корея, уже заключившие крупные сделки. ЕС пока участвует лишь в нескольких проектах, хотя сотрудничает с Центральной Азией десятилетиями.