В ходе заседания Государственной Думы 10 декабря был рассмотрен и принят в первом чтении законопроект, который предусматривает возможность исключения движения «Талибан» из списка запрещённых в России организаций.

Авторами законопроекта, который внесли 26 ноября, стали несколько парламентариев, среди которых были сенаторы Андрей Клишас, Андрей Яцкин и Юрий Фёдоров, а также депутаты Василий Пискарев, Андрей Луговой и Дмитрий Вяткин.

Согласно законопроекту, решение о временном приостановлении запрета деятельности организации, включенной в список террористических организаций, может быть принято судом Российской Федерации по заявлению генерального прокурора или его заместителя. Это возможно при наличии фактических данных о том, что организация прекратила деятельность, направленную на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрен механизм, позволяющий приостановить запрет деятельности такой организации. Предлагаемые изменения направлены на устранение этого пробела в законодательстве.

После вступления в силу судебного решения будут внесены соответствующие изменения в список террористических организаций.

Законопроект также предусматривает внесение изменений в Кодекс административного судопроизводства, которые определяют порядок производства по административным делам о временном приостановлении запрета деятельности организации, включённой в список террористических организаций. Кроме того, изменения вносятся в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», чтобы уточнить основания для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорил о том, что решения по поводу исключения движения из черного списка будут приняты и формализованы. Также секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу во время визита в Афганистан рассказал вице-премьеру Абдулу Гани Барадару о планах России исключить «Талибан» из списка террористических организаций.

В Центральной Азии по-разному относятся к движению «Талибан», но так было не всегда.

Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан еще недавно считали это движение террористическим и запрещённым, поэтому не вели с ним никаких официальных переговоров.

Узбекистан и Туркменистан относились к талибам более лояльно, не считая их террористами, хотя и не признавали их власть в Афганистане. Контакты с талибами были ограничены.

Однако в последнее время ситуация начала меняться. Узбекистан постепенно налаживает диалог с талибами. Ташкент и Кабул регулярно обмениваются представительными делегациями.

Например, в конце августа 2024 года премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов посетил столицу Афганистана вместе с некоторыми министрами. В ходе визита было подписано 35 соглашений на общую сумму $2,5 миллиарда. Стороны договорились об отмене таможенных пошлин на некоторые товары.

Участники переговоров отметили рост взаимной торговли. В первом полугодии этого года товарооборот между Узбекистаном и Афганистаном составил 572 миллиона долларов, что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В начале сентября в Узбекистане заговорили о том, что талибам нужно помочь в борьбе с терроризмом.

«Афганская спецслужба находится на передовой этой борьбы и добивается определённых результатов. Нельзя оставлять наших партнёров один на один с этой проблемой, врага нужно побеждать вместе, руководствуясь принципом неделимости безопасности», — говорил тогда еще занимавший пост главы Службы государственной безопасности Узбекистана Абдусалом Азизов.

Туркменистан также расширяет контакты с талибами. В 2023 году товарооборот между двумя странами составил 481 миллион долларов. Основной интерес Ашхабада в отношении Афганистана заключается в том, чтобы сдвинуть с мёртвой точки проект газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия). По этому вопросу стороны регулярно проводят переговоры. В конце августа на границе встретились министры иностранных дел.

Свою позицию таким же образом изменил и Кыргызстан.

Со стороны самой менее лояльной к Талибану стране тоже произошли некоторые изменения. В начале июня 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что Казахстан исключил движение из списка террористических организаций и планирует развивать экономическое сотрудничество.

Вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин заявил, что товарооборот между странами может достичь $3 миллиардов в год. Для этого будут проводиться специальные выставки и бизнес-форумы.

На данный момент только Таджикистан остаётся в жёсткой оппозиции к талибам. Президент страны Эмомали Рахмон неоднократно подчёркивал, что требует от соседей создать инклюзивное правительство, включающее в себя этнических таджиков, которые составляют около трети населения Афганистана. Однако некоторые экономические контакты сохраняются, особенно в области экспорта таджикской электроэнергии.