Почему Кыргызстан и Узбекистан выиграли от антироссийских санкций больше Казахстана

Утром 23 декабря агентство ТАСС распространило комментарий директора Института изучения мировых рынков Российской Федерации Алексея Боброва о что наибольшую выгоду от антироссийских санкций получили Кыргызстан и Узбекистан, а Казахстан — чуть меньшую.

На первый взгляд это звучит парадоксально — ведь именно Казахстан непосредственно граничит с Россией и обладает развитой логистической инфраструктурой. Кроме того, эта страна с отрывом обходит соседей по объему экономики.

POLITIK Central Asia попросил объяснить это противоречие кыргызского политолога, исполнительного директора общественного фонда «Аппликата – центр стратегических решений» Кубатбека Рахимова.

По словам Рахимова, такую ситуацию создали несколько факторов.

«Во-первых, в Кыргызстане ещё до 2022 года были налажены небольшие, но эффективные каналы доставки товаров откуда угодно, — сказал он – Символ этого явления – Бишкекский рынок «Дордой», на котором можно купить все. И когда пришёл февраль 2022 года, оказалось, что эти муравьиные тропы куда более востребованы, чем крупные игроки, которые опасаются последствий. Что же касается таможенных правил, то после вступления в ЕАЭС стали очень гибкими. Наши таможенники всегда идут навстречу, а кодекс предполагает 6 способов таможенной очистки».

Вторым фактором, по словам эксперта, стала либеральная финансовая политика Кыргызстана. Банки готовы без проблем конвертировать средства из любой валюты, к тому же существует возможность расчета валютой внутри страны.

Третьим же стало фактическое отношение властей страны к началу войны в Украине.

«Казахстанские элиты в Астане и Алматы были совершенно шокированы случившимся, это было заметно, – говорит Рахимов. – Многие рассуждали, что аналогичный сценарий может ждать и север Казахстана, тем более что некоторые российские политики даже на это намекали. Поэтому государство взяло жёсткий курс на соблюдение санкций, о чем говорил и президент Токаев».

Узбекистан и Кыргызстан, при этом, демонстрировали более гибкий подход.

«Узбекистан, как мы знаем, всегда делал ставку на многовекторность, и по крайней мере не мешал налаживать параллельный импорт, – отметил Кубатбек Рахимов. – А Кыргызстан, оценив ситуацию, и вовсе начал сам предлагать свои услуги. Можно сказать «цинично», можно «прагматично», но кыргызские чиновники действительно решили просто использовать выпавший шанс»

Утверждение российского эксперта о том, что Ташкент и Бишкек выиграли от на обходе антироссийских санкций больше, чем Астана, по просьбе POLITIK Central Asia также прокомментировал директор аналитического центра Central Asia Cronos Анатолий Иванов-Вайскопф.

«Думаю, в этом контексте не помешает упомянуть данные внешнеторговых оборотов наших трёх стран за ещё текущий 2024 год, – сказал он. – У Кыргызстана с его 7-миллионым населением с января по октябрь он составил $10,6 млрд, где импорт превалировал над экспортом в соотношении 79,7% к 20,3%. У Узбекистана, где проживает почти 37,5 млн человек – не так критично, но тоже пока невесело. Общий внешнеторговый оборот с января по ноябрь 2024 года – $59,37 млрд, из которого экспорт составил $24,22 млрд, а импорт — $35,15 млрд. И да, обе страны наращивают сотрудничество с Россией, что не может не радовать Москву.

В Казахстане всё иначе. Несмотря на бодрые заявления Москвы и Астаны о взаимном мире и дружбе, наблюдается планомерное падение товарооборота между обеими странами. И хотя Россия остается в числе главных торговых партнеров Казахстана, она уже не имеет доминирования, как это было, скажем 10 лет назад. Её место занял Китай. Еще немного и потеснят её страны ЕС. Уже сегодня основным импортером казахстанской продукции стала Италия, заплатив Астане за поставки различных товарных позиций $16,4 млрд. В целом же Казахстан с января по октябрь 2024 года наторговал с другими странами на общую сумму в $116,8 млрд. При этом экспорт составил $68,4 млрд, а импорт – $48,4 млрд. 

Отсюда и появляется понимание некоторой эмоциональности мнения Александра Бобровского, суть которого сводится к следующему: Казахстан, конечно, наш союзник, но если бы он, как Кыргызстан и Узбекистан не занимал осторожной позиции с параллельным импортом в Россию, то выиграл бы намного больше. Интересно, что нечто подобное можно услышать и от представителей США и стран Европейского Союза. Они тоже говорят: если бы Астана по возможности максимально сократила сотрудничество с Москвой, то получила бы очень-очень много дополнительных преференций. Это забавно. Другое дело, что Республика Казахстан пока не желает занимать чью-либо сторону, исходя из собственных прагматических интересов. Хотите сотрудничать? Мы только «за», только не надо нас давить и забывать, что Казахстан намного больше интегрирован в мировую экономику, чем другие страны бывшего Союза. Даже больше чем Россия до известных событий февраля 2022 года».