Востоковед Руслан Сулейманов, автор Telegram-канала SULEYMANOV, специально для POLITIK Central Asia дал экспертную оценку информации о том, что ХАМАС может перестать управлять сектором Газа.

Также эксперт объяснил, почему доверие жителей Газы будет тяжело завоевать, кто бы ни управлял сектором в будущем:

«Пока что мы говорим только об утечках: ещё не было официального заявления ХАМАС о том, что движение готово передать власть кому-то другому, и вряд ли такое заявление вообще последует. Переговоры между ХАМАС и Палестинской национальной администрацией (ПНА) действительно ведутся, и ведутся уже давно. Были достигнуты определённые успехи: в прошлом году проводилась встреча в Китае, затем в Египте, там были приняты декларации о том, что полномочия в Газе после войны будут распределены. Но как это будет происходить на практике, до сих пор непонятно. До сих пор нет чёткого плана, алгоритма того, как будет выстраиваться новая власть.

Кроме того, непонятна позиция Израиля, для которого сегодня неприемлемы как ХАМАС, так и ПНА. После 7 октября 2023 года кабмин Нетаньяху прекратил все контакты с администрацией Махмуда Аббаса, потому что тот не осудил агрессию ХАМАС против Израиля.

Как бы там ни было, я далёк от мысли, что на практике ХАМАС так просто отдаст власть, потому что «хамасовцы» считают себя победителями в этой войне, считают, что они выстрадали право представлять интересы всех палестинцев не только в секторе Газа, но и на всех палестинских территориях.

На сегодняшний день в Газе нет никакой власти, нет никаких нормально функционирующих административных органов. Газа сейчас находится в руинах, а ХАМАС осуществляет военный контроль. При этом Газа по-прежнему находится в воздушной, морской и сухопутной блокаде со стороны Израиля. Так что в полной мере ни о каком управлении сектором сейчас речи быть не может, будь то со стороны ХАМАС или кого бы то ни было ещё. Процесс восстановления будет очень болезненным как в плане физическом, инфраструктурном, так и в плане властных полномочий. И палестинцам, собственно, всё равно, кто будет управлять. Главное, чтобы наконец наступил прочный мир, чтобы они могли вернуться в свои дома.

Но, с другой стороны, есть и огромное недоверие — вообще ко всем. К ХАМАС, который устроил эту авантюру, к ПНА на Западном берегу, которая совершенно непопулярна среди палестинцев, где бы они ни находились, к Израилю, к международному сообществу. Палестинцы считают, что их просто все бросили на растерзание, и они предоставлены сами себе. Поэтому какая бы власть ни была в Газе после войны, этой власти будет очень непросто завоевать доверие местных жителей.

ФАТХ, по-моему, абсолютно непопулярна, не пользуется авторитетом среди палестинцев. Ещё до событий 7 октября ФАТХ обвиняли в сговоре с Израилем, в том, что они предоставляют израильским силовикам возможность осуществлять силовые операции против местных жителей. Кроме того, есть огромная усталость от единоличного управления Махмуда Аббаса, которого в 2005 году избирали президентом Палестины на четыре года и который находится у власти уже 20 лет в условиях, когда никаких выборов больше не проводится. Так что ФАТХ — это не лучшая альтернатива ХАМАС. Организация, которая не способна обеспечить управление Западным берегом реки Иордан, едва ли сможет обеспечить это управление в секторе Газа».