
Специально для POLITIK Central Asia отчет министерства транспорта Казахстана о гибели самолета Embraer 190 “Азербайджанских авиалиний” прокомментировал пилот “Аэрофлота” Андрей Литвинов.
Из неожиданного: поражение самолета произошло уже после того, как он принял решение возвращаться в Баку. Причиной отказа от посадки в Грозном действительно был туман. А вот план “Ковер” был объявлен позднее – в разговорах с пилотами диспетчеры о нем не сообщают.
И туман в аэропорту Грозного, и версии о поражении самолета птицами, и взрыве кислородного баллона – не чья-то выдумка, а предположение самих пилотов.
Я говорил об этом сразу, но теперь это лишний раз подтвердилось. Гражданскому пилоту действительно не может прийти в голову, что по нему может кто-то стрелять. Он просто слышит удары по корпусу, похожие на стук гороха. Что он в таком случае может подумать? Только птицы. Я бы тоже так решил.
Далее идет речь о взрыве двух пассажирских кресел. Единственное, что может теоретически взорваться в самолете – это кислородный баллон. Они очень надежны и представить такое сложно. Но другие идеи на тот момент просто не приходят экипажу в голову.
До того, как по самолету чем-то попали (чем именно я комментировать не хочу – пусть в этом разбираются военные эксперты), он два раз заходил на посадку в Грозном. И действительно не мог ее совершить из-за тумана. Как следует из этого же отчета, в аэропорту была очень низкая облачность, порядка 240 метров (согласно отчету, погода в Грозном – “временами в период от 03:00 до 09:00 видимость 300 м, слабая морось, туман; облачность сплошная с нижней границей 60 м.”). А высота принятия решения при посадке – 1610 футов, то есть около 450 метров.
К тому же пилоты сообщают о потере сигнала GPS (согласно отчету, в 4:26 экипаж говорит на английском: “reaching flight level one three zero, lost both GPS, request vectoring for NDB approach”). Это может быть следствием действий военных, но это не такая большая проблема – у пилотов есть и другие системы навигации. Тем не менее, пилот говорит, что у него “нестабилизированный заход” (согласно отчету, в 4:53 пилоты произносят: “Azerbaijan eight two four three going around, non stabilized approach”), ему нужен второй круг.
В 5:02 пилоты переходят с английского на русский при общении с диспетчером. При международных полетах всегда используется английский, но в такой ситуации важно избежать любого недопонимания. Оба пилота – этнические русские, им так проще.
После двух неудачных заходов на посадку из-за тумана, в 5:11 командир принимает решение следовать на запасной аэродром, который назначается на случай непредвиденных обстоятельство еще при вылете. В его случае это Баку.
В 5:09 диспетчер говорит командиру следовать к глиссаде и разрешает посадку, но в 5:11 командир говорит диспетчеру: “Азербайджан восемьдесят два сорок три следуем Баку”, диспетчер отвечает: “Азербайджан восемьдесят два сорок три с курсом, с текущим курсом набирайте девятьсот метров”.
Удар по самолету произошел уже после этого – в 5:13. После этого, в 5:15 командир связывается с диспетчером и запрашивает погоду в Минводах. Потом в Махачкале и, наконец, в Актау. Полный бред, что диспетчер мог не давать самолету посадку или заставил следовать в Актау, как говорили изначально. Железный закон: все решения принимает только командир. Диспетчер может лишь посоветовать или предложить.
Выбор аэропорта Актау был совершенно верным – там погода была лучше, чем в любом другом аэропорту поблизости и к тому же не надо лететь через горы, что почти невозможно с поврежденной гидравликой.
После поражения гидравлической системы и разгерметизации кабины экипаж сообщает: мы не можем держать эшелон, пассажиры задыхаются (согласно отчету, в 5:52 экипаж говорит: “Так, у нас ситуация такая, кислород заканчивается в кабине пассажирской, значит там взорвался кислородный, по-моему, баллон, ааа, значит запах топлива идет, пассажиры некоторые значит теряют сознание, разрешите мы пойдем на меньшей высоте”).
Они летели на высоте около 3000 метров. Для пересечения моря этого достаточно, а полета над горами – нет, они могли просто врезаться в скалу.
Что касается плана “Ковер” – его действительно объявили уже после того, как самолет получил повреждения, в 5:21. Мы видим это из общения диспетчеров между собой, без участия азербайджанский пилотов (согласно отчету, в 5:21 диспетчер по взаимодействию из Ростова сообщает коллегам из Грозного: “В 15 минут «Ковер» у вас радиусом 50 и для информации АХЫ8243 на Минводы уходит на запасной”).
Если бы о плане “Ковер” им сообщили заранее, они вообще не могли бы зайти в зону Грозного, это запрещено. Они же были в зоне действия плана уже на момент его объявления. Тем не менее, уже в 5:13 в небе была стрельба. Как именно работает координация между гражданскими диспетчерами и военными, я не знаю, но тут, очевидно, произошла задержка.
Азербайджанские пилоты действовали в высшей степени профессионально. Второй пилот (Александр Кальянинов) был молод, но его командир (Игорь Княшкин) очень опытный – он освоил 6 видов самолетов, а налет именно на Embraer 190 составил более 7000 часов.
Именно благодаря действиям этих людей 29 человек удалось спасти.
Похожие статьи


Улугбек Рашитов дисквалифицирован на два года за нарушение антидопинговых правил
Узбекистанский тхэквондист, олимпийский чемпион Токио-2020 и Париж-2024 Улугбек Рашитов получил двухлетнюю дисквалификацию за нарушение антидопинговых...
- Мир
- 2 дня назад


Продавцы на ташкентском рынке «Малика» повысили цены за регистрацию IMEI-кодов — минимум от $100
Участники Facebook-сообщества «Потребитель.уз» пожаловались на резкий рост цен на регистрацию IMEI-кодов смартфонов на рынке «Малика»...
- Мир
- 5 дней назад


В Самарканде онкобольные остались без морфина
В Самаркандской области Узбекистана более трёх месяцев отсутствует морфин — ключевой опиоидный анальгетик, применяемый в...
- Мир
- 5 дней назад


ООН вступается за Каримову, пока миллионы возвращаются на родину
По версии Bloomberg, Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям признала, что бывшая дипломат и дочь...
- Мир
- 1 неделя назад


Усманов выручил более $1,2 млрд с дивидендов
Алишер Усманов занял пятое место в топ-50 крупнейших получателей дивидендов в России. Суммарно 50 богатейших...
- Мир
- 1 неделя назад