Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов специально для POLITIK Central Asia прокомментировал подписание договора о кыргызско-таджикской границе:

«У меня возникают две аналогии, которые могли бы показать важность этого события. Это Хельсинкские соглашения 1975 года, которые закрепили границы в Европе после Второй Мировой войны, и события 1996 года, когда Москва и Пекин вместе добивались делимитации и демаркации бывшей советско-китайской границы — то есть границы Китая с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Надо сказать, что страны Центральной Азии тогда сопротивлялись этому процессу, считая, что их интересы ущемляют, но этот процесс надо было завершить.

Сейчас роль модератора между сторонами выполнил Ташкент. Ему было важно замкнуть треугольник Узбекистан-Кыргызстан-Таджикистан, наладив отношения между двумя своими соседями — ведь у него самого в отношениях с Душанбе и Бишкеком уже формально нет проблем. Завершение столь длительного конфликта между странами региона важно еще и потому, что оно закрепляет границы в нынешнем виде и помешает в будущем поднимать вопросы об «исторической справедливости». Хотя, разумеется, болезненных моментов и претензий друг к другу у стран региона огромное множество — взять хотя бы вопрос анклавов и этнического расселения.

Подписание договора — это не конец истории, очень многое предстоит сделать на местах. И я легко могу ожидать, что этот процесс встретится с низовым сопротивлением. Возможно, мы увидим и еще одно интересное последствие — активизацию транзита власти в Душанбе. Существование такой серьезной проблемы, как пограничные споры, мешало Эмомали Рахмону передать власть сыну в опаске, что новая вспышка конфликта в столь чувствительный момент может дестабилизировать страну. Но теперь эти опасения стали менее актуальными».