
На конференции UEW-2025 в Ташкенте объявили о планах по запуску общей для РФ и ЦА системы торговли нефтью, газом и электричеством. Страны также начнут формировать единую базу данных по ценам на энергоресурсы.
Почему это важно
— Государства Центральной Азии обеспечивают 23% общего импорта газа в КНР по газопроводу «Центральная Азия – Китай», при этом Пекин уже стал крупнейшим покупателем российского газа.
— Внутри региона растёт спрос на энергоресурсы. Узбекистан столкнулся с падением добычи газа, а Кыргызстан и Таджикистан — с нехваткой электроэнергии в осенне-зимний период.
— Создание единого биржевого механизма должно помочь сбалансировать внутренние нужды и экспорт, чтобы избежать дефицита энергоресурсов.
Что даёт проект
— Прозрачность: общая платформа сделает цены на нефть, газ и электричество более рыночными и предсказуемыми. Это облегчит заключение сделок и повысит доверие инвесторов.
— Выход на внешние рынки: объединённые усилия помогут странам ЦА продавать свои энергоресурсы за рубеж. Уже обсуждаются маршруты в Европу (в том числе через Каспий и Турцию), включая экспорт «зелёной» энергии.
— Гибкость в поставках: импорт российского газа позволит странам региона надёжно выполнять экспортные контракты с Китаем, даже если возрастёт внутреннее потребление.
Трудности в реализации
— Разные интересы: Казахстан и Туркменистан — экспортёры, Кыргызстан и Таджикистан — импортёры, Узбекистан занимает промужуточную позицию. Всем придётся договариваться, чтобы учесть как свою выгоду, так и доступность энергии в регионе.
— Нет общей нормативной базы: только Казахстан и Кыргызстан входят в ЕАЭС, но даже там запуск единого нефтяного рынка отложен минимум до 2027 года.
— Инфраструктура ограничена: для выхода на рынки ЕС и Южной Азии не хватает трубопроводов и ЛЭП. Южные маршруты через Афганистан пока нестабильны.
— Закрытость данных: например, Туркменистан не раскрывает детали газовых контрактов. Без прозрачности будет сложно создать единую базу цен.
Риски
— Доминирование России: если одна страна (тем более, находящаяся под санкциями) получит слишком много влияния, это вызовет недоверие партнёров на международных рынках.
— Влияние Китая: Пекин может воспользоваться разногласиями в ЦА, чтобы добиться более выгодных условий.
— Позиция ЕС: Евросоюз может ускорить поддержку альтернативных маршрутов, если проект покажется непрозрачным или слишком зависимым от России.
— Социальные риски: введение единых цен может привести к росту тарифов в странах региона, где действуют субсидии, что вызовет протесты населения.
Выводы
Проект может снизить зависимость участников объединения от западных ценовых ориентиров.
Но его реализация будет сложной и потребует:
- — постепенного внедрения (сначала — база цен, потом — единые правила);
- — компромиссов между странами с разными интересами;
- — инвестиций в инфраструктуру и прозрачных механизмов управления.
Если всё получится, регион получит мощный инструмент для устойчивого энергетического развития и укрепления позиций на глобальных рынках.
Похожие статьи


Таксисты из регионов смогут работать в Ташкенте — но по новым правилам
Со 2 апреля в Узбекистане вступили в силу изменения в правилах работы такси. Они вызвали...
- Мир
- 2 дня назад


Израиль бомбит Иран. Дойдёт ли ядерная пыль до Ташкента?
Израиль в ночь на 13 июня нанёс удары по объектам в Иране, связанным с ядерной...
- Мир
- 2 дня назад


Узбекистан внедряет эскроу-счета в строительстве
С 1 июля 2025 года в Узбекистане запускается новая система финансирования строительства — эскроу-счета и...
- Мир
- 3 дня назад


В Ташкенте пройдёт конференция Key Tech: о будущем финансовых технологий, а также ИИ в банках и финтехе
26 июня 2025 года в U-Enter состоится первая международная конференция «Key Tech: AI в банках...
- Мир
- 3 дня назад


Из героя в преступники: Кто такой Алмазбек Атамбаев?
Новый приговорБывшего президента Кыргызстана снова осудили. Садыр Жапаров считает, что приговор слишком жесткий 3 июня...
- Мир
- 2 недели назад