На конференции UEW-2025 в Ташкенте объявили о планах по запуску общей для РФ и ЦА системы торговли нефтью, газом и электричеством. Страны также начнут формировать единую базу данных по ценам на энергоресурсы.

Почему это важно

— Государства Центральной Азии обеспечивают 23% общего импорта газа в КНР по газопроводу «Центральная Азия – Китай», при этом Пекин уже стал крупнейшим покупателем российского газа.

— Внутри региона растёт спрос на энергоресурсы. Узбекистан столкнулся с падением добычи газа, а Кыргызстан и Таджикистан — с нехваткой электроэнергии в осенне-зимний период.

— Создание единого биржевого механизма должно помочь сбалансировать внутренние нужды и экспорт, чтобы избежать дефицита энергоресурсов.

Что даёт проект

— Прозрачность: общая платформа сделает цены на нефть, газ и электричество более рыночными и предсказуемыми. Это облегчит заключение сделок и повысит доверие инвесторов.

— Выход на внешние рынки: объединённые усилия помогут странам ЦА продавать свои энергоресурсы за рубеж. Уже обсуждаются маршруты в Европу (в том числе через Каспий и Турцию), включая экспорт «зелёной» энергии.

— Гибкость в поставках: импорт российского газа позволит странам региона надёжно выполнять экспортные контракты с Китаем, даже если возрастёт внутреннее потребление.

Трудности в реализации

— Разные интересы: Казахстан и Туркменистан — экспортёры, Кыргызстан и Таджикистан — импортёры, Узбекистан занимает промужуточную позицию. Всем придётся договариваться, чтобы учесть как свою выгоду, так и доступность энергии в регионе.

— Нет общей нормативной базы: только Казахстан и Кыргызстан входят в ЕАЭС, но даже там запуск единого нефтяного рынка отложен минимум до 2027 года.

— Инфраструктура ограничена: для выхода на рынки ЕС и Южной Азии не хватает трубопроводов и ЛЭП. Южные маршруты через Афганистан пока нестабильны.

— Закрытость данных: например, Туркменистан не раскрывает детали газовых контрактов. Без прозрачности будет сложно создать единую базу цен.

Риски

— Доминирование России: если одна страна (тем более, находящаяся под санкциями) получит слишком много влияния, это вызовет недоверие партнёров на международных рынках.

— Влияние Китая: Пекин может воспользоваться разногласиями в ЦА, чтобы добиться более выгодных условий.

— Позиция ЕС: Евросоюз может ускорить поддержку альтернативных маршрутов, если проект покажется непрозрачным или слишком зависимым от России.

— Социальные риски: введение единых цен может привести к росту тарифов в странах региона, где действуют субсидии, что вызовет протесты населения.

Выводы

Проект может снизить зависимость участников объединения от западных ценовых ориентиров.

Но его реализация будет сложной и потребует:

  • — постепенного внедрения (сначала — база цен, потом — единые правила);
  • — компромиссов между странами с разными интересами;
  • — инвестиций в инфраструктуру и прозрачных механизмов управления.

Если всё получится, регион получит мощный инструмент для устойчивого энергетического развития и укрепления позиций на глобальных рынках.