4 января заместитель министра иностранных дел «Талибана» по политическим вопросам Шер Мохаммад Аббас Станикзай предупредил Пакистан, призвав его не злоупотреблять терпением временного правительства Афганистана. Об этом пишет TOLO News.

Он подчеркнул, что в стране есть бойцы, которые «действуют как атомные бомбы».

Замечания прозвучали после того, как Пакистан в декабре нанес авиаудары по району Бермал афганской провинции Пактика, в результате чего погибли десятки людей. Как утверждают в Исламабаде, они уничтожили боевиков движения Техрик-е-Талибан, которые периодически устраивают теракты на пакистанской территории. После этого афганские талибы начали приграничные бои, обстреливая позиции пакистанской армии.

Выступая на мероприятии в Кабуле, Станикзай добавил, что есть соседние страны, которые высокомерно относятся к своим оружейным запасам, заявляют о наличии современного оружия и утверждают, что «Исламский Эмират незначителен».

«Вы назвали свои ракеты Ахмад и Махмуд, но у нас есть Ахмад и Махмуд здесь, с нами. Вы назвали свои ракеты Газнави, Абдали и Бабур, а наша страна полна Абдалей, Газнави и Бабуров — каждый из них подобен атомной бомбе», — сказал замминистра.

Премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф на встрече с представителями службы безопасности прокомментировал эскалацию на границе с талибами. По его словам, страна дала решительный ответ на недавние нападения.

«Несколько дней назад на Пакистан было совершено нападение с другой стороны, и был дан сокрушительный ответ. Здесь, в Пакистане, особенно в Хайбер-Пахтунхве, где присутствуют некоторые местные лица, а также в Белуджистане, где плетутся заговоры против Пакистана, мы знаем, какие страны их поддерживают», — отметил Шариф.

TOLO News также привели слова политического аналитика Азиза Махараджа, который прокомментировал возможные решения для урегулирования разногласий между Афганистаном и Пакистаном.

«Если проблема основана на реальных фактах или имеет внешние измерения, обе стороны должны вести переговоры и решать вопрос через диалог. В противном случае насилие, война и вторжение на территорию друг друга не соответствуют интересам ни одной из сторон», — подчеркнул аналитик.

По данным издания, в последнем инциденте силы «Талибана» и Пакистана вступили в столкновение в пятницу, 3 января, в провинции Хост, продолжавшееся более трех с половиной часов.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва), директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар специально для POLITIK Central Asia прокомментировал эскалацию.

Столкновения на границе Афганистана и Пакистана происходили в течение всего 2024 года, а напряженность возникла сразу после прихода талибов к власти, рассказывает Нессар. Но их можно было списать на инциденты на местах и самоуправство отдельных талибских командиров. Но теперь ситуация перешла на новый уровень – таких мощных авиаударов по афганской территории Пакистан еще не наносил.

Директор Центра изучения современного Афганистана уточнил, что никакие власти Кабула не признавали границу с Пакистаном – так называемую «линию Дюранда». Ее считают пережитком колониального прошлого, Британской Индии. Но если прежние, республиканские власти в Кабуле ограничивались риторикой, то талибы, по всей видимости, настроены намного жестче и готовы к решительным действиям. Все это подкрепляется вполне искренними анти-пакистанскими настроениями в афганском обществе. Соседнюю страну там традиционно считают главным врагом.

По словам Нессара, позиция Пакистана за последнее время тоже изменилась.

«Бывший премьер Имран Хан – этнический пуштун, и это сдерживало этническую напряженность в стране. Нынешние власти страны куда жестче настроены и к пуштунам, которые населяют приграничные территории, и к талибам в Афганистане», — отметил аналитик.

Многие удивляются столкновениям, потому что до прихода талибов к власти Пакистан был их главной опорой, резюмирует Нессар. Научный сотрудник добавил, что это действительно так, но методы, которыми Исламабад пытался контролировать талибов, весьма суровыми.

«Можно вспомнить хотя бы замглавы правительства талибов – муллу Абдула Гани Барадара, который многие годы жил в Пакистане под домашним арестом. Всего же через пакистанские тюрьмы прошло порядка 50 статусных талибских командиров. Разумеется, это вызывает у них желание отомстить», — подчеркнул директор Центра изучения современного Афганистана.

В заключение Нессар уточнил, что ресурсы талибов для сопротивления Пакистану достаточно слабые.

«У Пакистана есть боевая авиация, а талибы лишь начинают готовить пилотов. Максимум, что они могут применять уже сейчас – военно-транспортные самолеты для переброски войск. Но все может измениться, если талибы научатся применять беспилотники. Как мы видим по опыту других современных войн, это очень мощное оружие», — пояснил аналитик.