Страна тестирует первый цифровой актив HUMO, обеспеченный государственными облигациями и привязанный к национальной валюте. Проект может стать основой новой финансовой архитектуры Узбекистана, построенной на блокчейне.

Стейблкоин предполагает мгновенный обмен на фиатные средства, снижение комиссий и автоматизацию процессов.

Что произошло

Узбекистан запускает токен HUMO, обеспеченный суверенными облигациями и имеет стоимость, привязанную к узбекскому суму.

Разработка ведётся при поддержке платёжной системы HUMO, криптокомпаний Asterium (Узбекистан) и Broxus (международный блокчейн-разработчик).

Токен будет работать в двух блокчейн-средах:

  • EVM (Ethereum Virtual Machine) — движок смарт-контрактов.
  • TVM (TON Virtual Machine) — технология, разработанная изначально командой Павла Дурова для проекта Telegram Open Network (TON), и позже продолженная сообществом как блокчейн TON.

Зачем это нужно

HUMO создаётся для:

  • моментальных безналичных платежей
  • снижения транзакционных издержек
  • прозрачности: все операции фиксируются в публичном блокчейне

Что дальше

На базе HUMO в будущем планируют запуск цифровых государственных сервисов, внедрение электронной идентификации и развитие региональных расчётных систем.

Национальная платёжная система HUMO уже активно используется в банковском и розничном секторах, что даст токену хорошую стартовую базу для масштабирования.

Почему это интересно

Обычно цифровые токены привязывают к доллару США — как к наиболее стабильной и ликвидной валюте. В случае HUMO ставка сделана на национальную валюту — узбекский сум. Это редкий шаг, который подчёркивает стремление к финансовому суверенитету и опоре на собственную макроэкономическую политику.

Если эксперимент окажется успешным, он может задать тренд для других стран региона.

Ситуация у соседей

В Казахстане в ходе расширенного заседания правительства, которое состоялось 28 января 2025 года, председатель Национального банка РК Тимур Сулейменов поделился информацией о планах по использованию цифровых активов в стране.

Он отметил, что в новом законе будут определены возможности использования смарт-контрактов для токенизации и цифровизации финансовых услуг.

«Мы планируем разработать собственный стейблкоин на основе цифрового тенге», — уточнил глава Национального банка.

Стейблкоин будет использоваться не как средство платежа, а как инвестиционный инструмент.

А в третьем квартале 2025 года Кыргызстан собирается выпустить собственный стейблкоин — Gold Dollar (USDKG). За каждой цифровой монетой будет стоять золото от Министерства финансов Кыргызстана — сначала на $500 млн, позже — до $2 млрд.

USDKG будут использовать для денежных переводов и торговли с другими странами. Основные направления — Центральная Азия, затем Юго-Восточная Азия и Ближний Восток.