Фискальные власти требуют от узбекской почты круглую сумму, игнорируя проигранные суды

UzPost в 2025 году оказались втянутыми в жесткое противостояние с Налоговым комитетом республики, который неожиданно выставил структуре внушительный чек на 26 млрд сумов. Расставаться с миллиардами UzPost отказывается и пытается сохранить деньги с помощью судебных тяжб, однако время почти на исходе, а налоговики сдаваться не собираются,  Politik Central Asia разбирался, какая из сторон побеждает в разгоревшемся споре и почему сложившаяся ситуация опасна для страны.

Насчитали не по кодексу

Налоговый комитет Узбекистана не оставляет попыток взыскать с UzPost 26 млрд сумов, начисленных национальному почтовому оператору по итогам проведенного в сентябре 2024 года специального аудита. Тогда Межрегиональная инспекция по крупным налогоплательщикам решила, что компания, оказывая услуги транзита на территории Узбекистана, недоплатила в 2021–2023 годах денег в бюджет, и постановила срочно востребовать недостающие миллиарды.

В UzPost сочли подобный запрос со стороны налоговиков незаконным и подали в суд. В компании настаивали, что в ее отношении должен применяться пункт 4 части 3 статьи 241 Налогового кодекса Узбекистана в сфере сотрудничества с иностранными партнерами (ООО «DAILY MAIL ZENITH FZE», Компанией «Post+ B.V.», ООО «Тайгер Лайн Пост», UAB «Clevtrans»). Там пояснили, что услуги оказывались зарубежным компаниям, а пункты отправления и назначения находились за пределами Узбекистана, что исключает применение НДС по нормам Налогового кодекса. Кроме того, будучи национальным почтовым оператором, UzPost имеет право на нулевую ставку НДС для международных перевозок в соответствии со статьей 263.

В декабре 2024 года Ташкентский межрайонный административный суд полностью удовлетворил иск компании, а уже в феврале 2025-го суд второй инстанции оставил решение в силе. Кроме того, Министерство экономики и финансов в письме еще от 10 сентября 2024 года подтвердило правомерность применения нулевой ставки НДС к услугам по перевозке почты.

Суд – не указ

Тем не менее решение суда не смутило Налоговый комитет, который, фактически проигнорировав вердикт, заново постановил взыскать с почты миллиарды. При этом не вполне понятно, почему фискальные власти столь сильно горят желанием заполучить деньги именно у UzPost – то ли не хотят признавать ошибку, то ли пытаются реализовать план ведомства по сборам во что бы то ни стало. Как заявил недавно первый зампред комитета Мубин Мирзаев, изначально в госбюджет в 2025 году намеревались привлечь налогов на 223,9 трлн сумов, однако президент республики поручил дополнительно собрать еще 15 трлн. Не исключено, что налоговики слишком вольно интерпретировали указ главы государства. Из-за этого даже напрашивается параллель с известным «хлопковым делом», у которого такими темпами может появиться «почтовый» наследник.

Так или иначе, 17 марта 2025 года Межрегиональная инспекция по крупным налогоплательщикам выпустила новое постановление, в котором повторно доначислила 26,2 млрд сумов НДС.

В UzPost настойчивость налоговиков посчитали нарушением принципа правовой определенности, поскольку суд уже подтвердил правомерность позиции компании. В компании попросили бизнес-омбудсмена вмешаться и пресечь противоправные действия (официальное обращение было отправлено 20 марта, а получено 25-го).

Подрыв репутации

Проблема в том, что из-за действий Налогового комитета, которые уже признаны судом незаконными, у компании может образоваться дыра в бюджете, а ее работа – быть заморожена. В UzPost трудятся около 7,6 тыс. сотрудников, на зарплаты которых ежемесячно уходит примерно 22 млрд сумов. Еще 11 млрд сумов почта каждый месяц в среднем отдает на налоги.

При этом у UzPost практически не осталось времени, чтобы отменить решение налогового органа. Сделать это необходимо до 17 апреля, иначе деньги будут списаны.

Сложившаяся ситуация вызывает серьезную тревогу. И дело не только в том, что возникла угроза прекращения, пусть и на время, работы республиканской почты. Фактически речь идет о нарушении принципа верховенства права, поскольку после вступления судебного решения в силу все государственные органы обязаны его немедленно исполнять. Вместо этого налоговая служба продолжает удерживать оспоренные суммы, не внося соответствующие изменения в систему и лицевые счета налогоплательщиков.

Подобная практика создает опасный прецедент и ставит под сомнение эффективность всей судебной системы защиты прав бизнеса. Это, в свою очередь, отражается на деловом климате в стране. А ведь президент Шавкат Мирзиёев ранее заявлял, что для улучшения инвестиционного климата в Узбекистане, нужны простые и справедливые суды. Другое дело, что в данном случае проблема заключается не в решении суда, а в нежелании Налогового комитета подчиниться вердикту.

В итоге возникает угроза дискредитации страны, поскольку подрывается доверие инвесторов, ведь даже госструктуры не исполняют решения судов.

Редакция POLITIK Central Asia обращалась в пресс-службу Налогового комитета РУз за комментарием об этой ситуации, но на момент публикации никаких ответов пока получено не было.