Что выгоднее современной России: чтобы соотечественники из стран постсоветского пространства поскорее переехали на историческую Родину, тем самым помогая российской демографии, или же добивались успехов в странах проживания, чтобы потенциально стать проводниками российских интересов?

В пресс-центре «Россия Сегодня» прошла конференция «Русский мир и соотечественники», посвященная 20-летию Института Русского зарубежья. POLITIK Central Asia обратился к ее участникам с этим вопросом. Он вызвал оживленную дискуссию.

Эксперт МИМРД МПА СНГ Станислав Епифанцев:

Это решение каждого человека, которое связано с его жизнью, его семьей. Безусловно, сейчас происходит отток русскоязычного населения из Центральной Азии. Это долгосрочный процесс. И то, что Россия сейчас возвращается для решения вопросов безопасности, экономики — на мой взгляд, окажет довольно слабое влияние на принятые людьми решения.

России важно помочь людям принять нужное им решение. Тем, кто хочет уехать — сделать этот процесс максимально комфортным, включая получение гражданства, переселение, адаптацию на месте. Тем, кто хочет остаться — обеспечить соблюдение их законных прав, интересов, культурных и образовательных потребностей, сохранение позиций русского языка.

Директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев:

Мы о необходимости репатриации соотечественников говорили еще когда Института не было. Когда же в 2005 году произошло организационное оформление, одни из первых наших публикаций и мероприятий были связаны с переселенческой проблематикой. На мой взгляд, мы здесь серьезно запаздываем. Необходимость репатриационной программы, которая учитывает риски для политических активных соотечественников была очевидна еще в нулевые годы. А у нас элемент репатриации ввели в программу переселения всего год назад.

С точки зрения морали и нравственности это может быть не совсем правильным — держать соотечественников в заложниках у нацистских и русофобских режимов. Когда Латвия, Литва и Эстония стали членами НАТО и ЕС, стало понятно, что перспектив там нет. Но есть страны более благополучные — например, республики Центральной Азии. В них люди живут, и у них будут возникать проблемы, которые вряд ли будут дальше решаться. Но все равно же не все уедут. Будут оставаться энтузиасты, будут оставаться простые обыватели. С людьми надо работать, и тут нам в помощь — координационные советы.

Старший советник Департамента по работе с соотечественниками МИД России Татьяна Митина:

Конечно, мы выступаем за то, чтобы наши соотечественники были хорошо интегрированы, и их жизнь в странах проживания шла успешно. Но если у них есть желание, они должны достойно вернуться на свою историческую Родину. Мы всегда желаем молодежи нашей диаспоры успехов в их странах и полноценной интеграции — но ни в коем случае не ассимиляции. Важно, чтобы они сохраняли свою русскость и свою активность в рамках общины.

Старший научный сотрудник РГГУ, эксперт Института Русского зарубежья Александр Гущин:

В странах с высокими рисками, например, в странах Балтии может быть один подход, в странах с рисками меньше — другой. Но мне кажется неправильной постановка вопроса, что люди «могут приехать и исправить демографическую ситуацию». Они должны приехать — и оказаться в среде, в России, которая сама по себе создает условия для создания новой демографической ситуации.

В рамках молодежных проектов Института ведется большая работа и с людьми, положительно настроенными к России: как соотечественниками, так и нет. Это важная вещь, которая формирует среду там, в этих странах, что способствует развитию партнерства на евразийском пространстве в целом.

Напомним, на коллегии МВД, которая прошла на минувшей неделе, президент России Владимир Путин заявил:

Следует развивать имеющиеся механизмы поддержки возвращения на Родину наших соотечественников, а также тех иностранцев, которые разделяют наши традиционные ценности, хотят жить и работать в нашей стране, а уж тем более если имеют соответствующую квалификацию, образование и нужны нашей экономике.