В начале июня Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан заключили соглашение о подготовке к реализации проекта строительства и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1. Новую гидроэлектростанцию, которую собирались строить с 1980-х, планируют возвести на реке Нарын, в Кыргызстане. POLITIK Central Asia рассказывает, чем примечателен этот проект, зачем Узбекистан принимает в нем участие и почему экологи скептически относятся к его реализации.

Проект-долгострой

Камбаратинская ГЭС-1 была спроектирована гидравлическими институтами Советского Союза в 1980-х годах. Строительство электростанции планировалось начать в 1990-х годах за счет централизованных капитальных вложений Минэнерго СССР силами кыргызстанских и российских учреждений. Компаниями SNC Lavalin из Канады и ENEX из России было проведено исследование и подготовлен отчет о технико-экономическом обосновании (ТЭО).

После распада СССР возведение электростанции надолго остановилось. Несколько раз проект пытались реанимировать, в том числе с привлечением российского «Интер РАО ЕЭС» в 2012 году, но в 2016-м соглашение было расторгнуто властями Кыргызстана, сославшимися на «бездействие инвесторов».

В марте 2021 года во время визита президента Кыргызстана в Узбекистан страны подписали соглашение о совместной подготовке инвестиционного проекта «Строительство Камбаратинской ГЭС-1» и протокол по взаимопоставкам электроэнергии.

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров дал старт строительству Камбаратинской ГЭС-1 в июне 2022 года. На первоначальные работы по проекту было выделено около $20 млн.

Установленная мощность станции составит 1 860 МВт со среднегодовой выработкой 5,6 млрд кВт·ч электроэнергии. Полезный объем водохранилища – 2,870 млн кубометров.

По проекту, Камбаратинская ГЭС-1 расположится примерно на 15 км выше по течению от существующей Камбаратинской ГЭС-2 и примерно в 20 км от верхней части Токтогульского водохранилища.

«Энергопроект века»

По ТЭО проекта, разработанному консорциумом из канадской SNC-Lavalin International Inc. и российского «Южного инженерного центра энергетики», на строительство ГЭС требовалось в ценах 2014 года $2,9 млрд. При этом 13 апреля глава Кыргызстана сообщил, что затраты на проект составят $5−6 млрд, а срок окупаемости – 13−15 лет. Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов в мае оценивал проект в $2,9 млрд.

Для реализации проекта на территории Кыргызстана создается совместная акционерная компания. Доля Кыргызстана составит 34 %, Казахстана и Узбекистана – по 33 %. Финансировать строительство будут за счет собственных бюджетов трех стран, а также привлекаемых ими заемных и грантовых средств международных финансовых институтов и банков.

Президент Шавкат Мирзиёев назвал Камбаратинскую ГЭС-1 мегапроектом и заявил, что это «послужит устойчивому развитию не только Узбекистана и Кыргызстана, но и всего нашего региона».

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев также считает, что это может стать энергопроектом века вместе с Рогунской ГЭС в Таджикистане. «Сооружение данных объектов принесет мультипликативный эффект для всех сторон», – заявил он.

Проект поддерживает Всемирный банк, который выделил $13,6 млн на завершение технико-экономического обоснования Камбаратинской ГЭС-1, обновление экологических и социальных исследований, разработку модели развития и плана финансирования.

Региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Татьяна Проскурякова в ходе Ташкентского инвестиционного форума в мае этого года заявила, что Камбаратинская и Рогунская ГЭС позволят региону застраховаться от маловодных лет и помогут в декарбонизации экономики.

«Для нас привлекательность этого проекта именно в том, что он дает результаты не только для Кыргызской Республики, но и для всего региона и помогает снизить риски засухи. Потому что в маловодные годы необходимо иметь возможность опираться на большие резервуары. Камбаратинская ГЭС и Рогунская ГЭС – это такие вложения, которые позволяют региону как бы застраховаться от этих маловодных лет. И поэтому для нас это очень важная программа», – сказала она.

Аскарали Каримов – уроженец Денауского района Сурхандарьи. Окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства по направлению «строительство гидротехнических сооружений». Его специализация по бакалавриату – строительство плотин. Работал на Тупалангском водохранилище. Он также является доктором технических наук, доктором философии в области управления водными ресурсами и гидрологических наук в сфере гражданского строительства в Техасском университете A&M, активным членом Американской ассоциации водопроводных сооружений, Национального общества профессиональных инженеров, Американского общества инженеров-строителей, Американского общества биологических и сельскохозяйственных инженеров и Комитета США по ирригации и дренажу.

Инженер-гидротехник, доктор технических наук, доктор философии в области управления водными ресурсами и гидрологических наук в Техасском университете A&M Аскарали Каримов в интервью POLITIK Central Asia отметил, что при администрации первого президента Ислама Каримова Узбекистан не поддерживал проекты Камбаратинской и Рогунской гидроэлектростанций.

«…поскольку наше сельское хозяйство нуждалось в воде. ГЭС спускают воду зимой, когда в этих странах спрос на электроэнергию увеличивается. А нам вода нужна не зимой, а летом», – пояснил он.

По его словам, новый (может быть, убрать это слово?) Президент Шавкат Мирзиёев добился кардинального улучшения отношений между соседями как в политическом, так и в экономическом плане, что стало «большой победой для Узбекистана и всех в регионе».

«Я всегда говорил, что нужно с пониманием отнестись к Таджикистану и Кыргызстану, когда речь идет о строительстве ГЭС, поскольку у них нет богатых природных ресурсов, только вода. Поэтому строительство Рогунской и Камбаратинской ГЭС было неизбежным. Представьте, если бы на их месте был Узбекистан, то мы бы давно построили эти объекты, потому что здесь речь идет о национальных интересах», – сказал он.

Фото: Марат Наджибаев

Климатолог, доктор географических наук Эркин Абдулахатов отметил, что воды из реки Сырдарьи используют Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. При этом большую часть воды потребляет узбекская сторона – почти 72 % из 13,3 кубических километра (км3) воды в 2023 году. Следом по объему идут Таджикистан и Казахстан (по 12–13 %), а затем Кыргызстан (около 3–4 %).

«Потому что Сырдарья не проходит по экономически развитым областям Кыргызстана, сельское хозяйство этой страны подпитывается из других речных бассейнов. В связи с этим Кыргызстан использует воду из Сырдарьи, Нарына и Карадарьи только в энергетических целях – для производства электроэнергии через многочисленные гидроэлектростанции», – заявил он.

При этом Кыргызстан испытывает высокую потребность в электроэнергии на фоне развития экономики, особенно зимой, в связи с чем использует большой объем воды для производства электроэнергии на Токтогульской ГЭС, и наблюдаются регулярные проблемы с накоплением воды в водохранилище, где вода уже опускается до «мертвого уровня» в 7,5 млрд кубометров.

В результате кыргызская сторона забирает больше воды летом для водохранилища, чтобы потом использовать зимой, из-за чего усугубляется проблема водного дефицита в Согдийской области Таджикистана и сокращается ежегодный объем воды, проходящей через Ферганскую долину Узбекистана. Для сравнения: если летом, во время вегетационного периода, из водохранилища спускается до 300–400 куб/с воды, то в осенне-зимний период – 500–700 и даже до 1000 куб/с, пояснил климатолог.

На фоне таких условий страны Центральной Азии ежегодно подписывают соглашения об управлении трансграничными водами, чтобы не допускать сверхлимитного водозабора и нецелевого использования водных ресурсов.

«Строительство Камбаратинской ГЭС-1 вместимостью 5,6 млрд кубометров может вызывать некоторое беспокойство у Казахстана, Таджикистана и особенно Узбекистана. Поскольку вместе с Токтогульским водохранилищем, которое способно удержать 20 км3 воды, теперь может появиться еще один объект, способный забрать 5,6 км3. В сумме получается свыше 25 км3, тогда как в самой Сырдарье за год накапливается лишь 13,3 км3», – отметил Эркин Абдулахатов.

По его словам, в то же время Узбекистан и Казахстан испытывают дефицит электроэнергии, поэтому они дали разрешение на строительство крупного объекта, в том числе с учетом этих потребностей.

«Что это даст Узбекистану? После строительства Камбаратинской ГЭС-1 и водохранилища зимой будет производиться электроэнергия, и эта вода будет спускаться в Токтогульское водохранилище. А затем в летний период можно повторно спускать воду из него, производя электроэнергию и предоставляя воду для Ферганской долины. Но с ростом экономики Кыргызстан может начать потреблять воду и из Токтогульского водохранилища, поэтому перед Узбекистаном стоит задача компенсации этого объема электроэнергии в зимний период, чтобы кыргызская сторона не использовала воду из этого резервуара», – пояснил эксперт.

В связи с этим стоит вопрос более эффективной работы объединенной энергосистемы Центральной Азии («энергетического кольца»), чтобы страны могли обмениваться электроэнергией с точки зрения эффективного управления водными ресурсами. Эта система создавалась в 1970-е годы, чтобы балансировать сезонные колебания спроса на электроэнергию и потребности в воде в ирригационный период.

«Необходимо учитывать, что в Кыргызстане и Таджикистане мало тепловых электрических станций, а строительство солнечных и ветровых станций не развито из-за географического расположения в горной местности, как в Узбекистане и Казахстане. Поэтому Узбекистан и Казахстан должны помочь соседям с электроэнергией в зимний период, чтобы удерживать воду в водохранилищах и избежать водного дефицита летом и в будущие годы на фоне глобального потепления и уменьшения водных ресурсов», – сказал он.

Эркин Абдулахатов считает, что при реализации этого проекта негативное воздействие на экологию, растительный и животный мир не будет слишком высоким. Большую угрозу несут водный дефицит, опустынивание, деградация земель из-за засухи и возникающие пыльные бури.

Он также указал, что в Узбекистане развитие гидрологической сети ограничено, поэтому здесь затрудняется реализация крупных проектов ГЭС.

«Доля гидроэнергетики в генерации составляет от 10 до 15 %. Но в Узбекистане нет перспектив для строительства крупных плотинных ГЭС, поскольку нам не хватит водных ресурсов, которых и так становится мало. Поэтому страна фокусирует внимание на строительстве мини-ГЭС», – пояснил климатолог.

Аскарали Каримов отметил, что строительство этого сооружения может не принести Узбекистану больших экономических и финансовых выгод, но это стратегически важный проект для страны с точки зрения поддержания мира и хороших отношений с соседями.

Тем не менее у Узбекистана в проекте будет доля в 33 %, что означает владение третью воды или электроэнергии.

«Я поддерживаю этот проект с учетом политической выгоды, а также получения электроэнергии. Также стоит учесть, что в будущем в Узбекистане сократится спрос на воду из-за сокращения орошаемых земель», – сказал он.

Строительство крупного водохранилища Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын должно улучшить режим работы водохранилища Токтогульской ГЭС, что сможет обеспечить необходимый баланс ирригационного режима в Нарынско-Сырдарьинском бассейне.

«Благодаря этому проекту три наших страны начнут вести бухгалтерский учет воды. В экономике мы используем термин спроса и предложения. Предложение должно соответствовать или быть чуть больше спроса. Для этого проведут расчеты, и у нас будут точные данные по объему воды в реке Сырдарье. Это также простимулирует страны пересмотреть соглашения об использовании воды, которые были приняты в прошлом веке (в 2023 году Казахстан сообщил, что намерен изменить соглашение об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи с Узбекистаном и Кыргызстаном – ред.). Возможно, Камбаратинская ГЭС станет тем проектом, после которого у нас изменится отношение к воде», – заявил он.

При этом строительство ГЭС с предположительной высотой в 256 метров – это очень сложный технический проект.

«Во-первых, это сложная логистика, доставка необходимого сырья, в том числе цемента, гравия, арматуры. Также стоит вопрос, будут ли участвовать в проекте инженеры из Узбекистана и Казахстана, будет ли предоставлен доступ нашим научным сотрудникам для проведения исследований об устойчивости к землетрясениям? Это требует очень массивных геологических исследований», – указал эксперт.

Строительство любых таких крупных сооружений, независимо от их пользы обществу, влечет за собой вред экологии.

«Объект будет находиться вокруг гор, поэтому требуется перенос горных грунтов. Затем после дождей они будут омываться и оседать внизу в реках.

Экологических проблем будет много. Я согласен с экологами, что будет изменение русел рек, влияние на флору и фауну. При реализации проекта должен быть проведен тщательный экологический анализ, учтено возможное изменение состава грунта, загрязнение вод», – заявил он.

Жанай Сагин, профессор Мичиганского университета в США, специалист по водным ресурсам и гидроинженер в беседе с Orda.kz заявил, что выгоду от строительства Камбаратинской ГЭС-1 получит не Казахстан и даже не сам Кыргызстан, а соседний Узбекистан. По его словам, Узбекистан в ближайшее время столкнется с проблемой строительства канала Кош-Тепа в Афганистане. Когда этот канал достроят, Афганистан будет забирать около трети объема воды из Амударьи. В итоге Узбекистан будет вынужден брать необходимую воду из бассейна Сырдарьи.

По мнению эксперта, чтобы компенсировать нехватку воды, которую Афганистан заберет из Амударьи, Узбекистан будет забирать такой же объем из Сырдарьи. Нечто подобное уже происходило, когда Узбекистан построил водохранилище Айдаркуль: тогда сильно обмелело Аральское море, и Казахстану пришлось срочно возводить собственную дамбу, чтобы приостановить этот процесс.

Фото: Марат Наджибаев

Аскарали Каримов отметил, что 15 % воды в Амударье поступает из Афганистана, поэтому страна имеет право претендовать на получение воды из этой реки. Однако из-за постоянных войн, с этой страной у Центральной Азии не было соглашений об управлении трансграничными речными бассейнами.

«Я не соглашусь с мнением, что Узбекистан планирует компенсировать потерю воды из Амударьи через Сырдарью. Если даже посмотреть с точки зрения географического расположения, мы не можем взять воду из бассейна Сырдарьи и перенаправить в Сурхандарью, Кашкадарью или Бухару. Для этого мы должны либо прорыть большой канал, либо объединить два канала. Это нереализуемый проект», – заявил он.

Инженер добавил, что Узбекистан должен сфокусироваться на экономии воды внутри страны и внедрении водосберегающих технологий, иначе дополнительные объемы воды из Сырдарьи или Амударьи не спасут от водного кризиса.

При этом сохраняются риски, связанные с долгим строительством станции, из-за чего могут даже смениться президенты и снизиться внимание к этому проекту, сказал он. Также необходимо учесть дороговизну строительства и его долгую окупаемость, по этой причине страны будут вынуждены прибегнуть к привлечению внешних заимствований.

Разработкой технико-экономического обоснования проекта занимается швейцарская компания AFRY, которая должна подготовить технический отчет до мая 2025 года.

«Тогда прояснится многое с точки зрения сейсмологии, рисков и безопасности», – указал эксперт.