Центральная Азия, в отличие от Ближнего Востока, России или Китая, явно не находится в списке приоритетов внешней политики Ирана. Однако интерес Тегерана к этому региону за последние годы заметно вырос. Во-первых, у Исламской Республики возникло несколько заметных проектов со странами Центральной Азии в области логистики и экспорта газа. Во-вторых, данный регион — важнейшее звено в цепочке бесперебойной связи Ирана с РФ и КНР. При этом если на Ближний Восток Тегеран склонен смотреть сквозь идеологическую призму, то к отношениям с центральноазиатскими государствами он предпочитает подходить, скорее, рационально, что открывает ему дополнительные возможности для сотрудничества как со светскими Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, так и с теократическим Афганистаном, оказавшимся под властью «Талибана».
Перспективы транзита
В иранских СМИ уже не первый год обсуждается идея использования Исламской Республикой своего географического положения, чтобы превратить транзит в «новую нефть». В подобных размышлениях важнейшее место занимает Центральная Азия, поскольку через нее проходит логичный маршрут для товаров, идущих из Китая, а также одна из возможных артерий в рамках инициативы Пекина «Пояс и путь».
При этом вопрос развития транзитных маршрутов не ограничивается Китаем. После начала в 2022 году войны в Украине Россия также начала активно искать новые логистические коридоры, из-за чего резко возросла роль соседних с ней регионов, включая Центральную Азию. В контексте Ирана главной российской инициативой стал проект международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг». Изначально он планировался как маршрут, способный соединить Персидский залив и Северную Европу через Иран, Южный Кавказ и Россию. Однако на фоне попыток Запада изолировать Москву перспектива выйти на Европу через РФ утратила актуальность, а «Север — Юг» стал рассматриваться как инструмент для торговли между Ираном и Россией, получив новый стимул к развитию.
Один из маршрутов МТК «Север — Юг» проходит через Казахстан и Туркменистан. Для того, чтобы он стал эффективным, необходимо модернизировать существующую в регионе инфраструктуру, поэтому на данный момент его принято рассматривать как дополнительный. Тем не менее эта транспортная артерия обладает рядом преимуществ. Например, здесь уже продолжена железная дорога, связывающая Россию и Иран через центральноазиатскую территорию. Важность этого направления понимают и в Центральной Азии, в частности, в Казахстане.
При этом, помимо МТК «Север — Юг», в рамках потенциального сотрудничества Ирана и Центральной Азии рассматривается еще целый ряд инициатив, вовлекающих почти все страны региона, за исключением, пожалуй, Афганистана. Так, с начала 2010-х стороны работают над мультимодальным маршрутом Узбекистан — Туркменистан — Иран — Оман, пытаясь связать центральноазиатские республики с государствами Персидского залива. Проект был приостановлен на фоне введения санкций в отношении Ирана, однако в 2022 году работу над ним возродили.
Другой инициативой стал железнодорожный маршрут Турция — Иран — Туркменистан — Узбекистан протяженностью более 4500 километров. Первый поезд прошел по этому пути в 2022 году.
Вслед за соседями по региону к перспективам иранского транзита всерьез стали присматриваться Кыргызстан и Таджикистан. В октябре 2022 года таджикская сторона предложила свои услуги по организации автомобильных перевозок из Китая в Турцию через Узбекистан, Туркменистан и Иран. Так возник новый мультимодальный коридор Таджикистан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция. Кроме того, существует железнодорожный маршрут Иран — Туркменистан — Узбекистан — Кыргызстан, пролегающий от иранского порта Бандар-Аббас до кыргызстанского города Ош. Стороны даже рассматривают возможность тестового запуска контейнерного поезда между Ираном и Кыргызстаном.
Однако, несмотря на перспективность транзитных перевозок как направления, стимулирующего развитие торговли между странами и обеспечивающего дополнительные инвестиции в экономику вовлеченных в этот процесс государств, его развитие сопряжено со значительными вызовами. Главная проблема заключается в том, что выстраивание и налаживание транспортного сообщения требует долгосрочной и последовательной работы, крупных вложений в инфраструктуру и прокладку новых автомобильных и железных дорог. Кроме того, государствам, решившим учредить новые маршруты, придется убеждать международных логистических операторов в необходимости сменить старые налаженные схемы поставок и перестроить транспортные потоки. Иными словами, речь идет о сложной задаче, в которой инфраструктурные вопросы переплетаются с проблемами безопасности. Не стоит также забывать о санкциях, которые ограничивают возможности взаимодействия других государств с Ираном.
Угрозы безопасности
Последние десятилетия больше всего Иран в Центральной Азии волновал вопрос безопасности, связанный с ситуацией в Афганистане. В годы американского присутствия Исламская Республика была обеспокоена гражданской войной и наличием у своих границ военного контингента США, которые наряду с Израилем остаются ключевым соперником Тегерана. После ухода американцев Иран стабильно участвовал во встречах вместе с Россией, Китаем и государствами Центральной Азии по урегулированию проблем в Афганистане, включая Московский формат.
При этом отношения с новыми афганскими властями у Ирана выстраиваются не без проблем. В частности, нечеткое обозначение границы и споры вокруг водных ресурсов реки Гильменд приводили к локальным вооруженным столкновениям в 2021 и 2023 годах. В то же время в обоих случаях конфликты были однодневными, быстро тушились, а их причины, пожалуй, крылись в организационных трудностях, с которыми талибы столкнулись на начальных этапах становления своей власти в Афганистане. Примечательно, что стычки не переросли в долгосрочные трения и не помешали Ирану стать одной из первых стран, де-факто признавших власть «Талибана». Так, Исламская Республика передала здание афганского посольства в Тегеране новым властителям Кабула, а иранские политики даже начали называть Афганистан частью дружеской «оси сопротивления», которая вместе с Тегераном борется с «израильской угрозой».
Наряду с этим ситуация в самом Афганистане при талибах, скорее, стабилизировалась — захват Кабула в 2021 году фактически положил конец многолетней гражданской войне. Кроме того, талибы развернули активную борьбу с выращиванием опиума, основной маршрут трафика которого традиционно пролегает из Афганистана через Иран и Турцию, прежде чем добраться до богатого европейского рынка, где его после лабораторной очистки продают уже как героин. В Исламской Республике насчитывается не менее 2 млн зависимых от опиатов, а потому с приходом «Талибана» к власти у Тегерана впервые появилась надежда на улучшение ситуации в этой сфере.
Иными словами, риски для Ирана, исходящие из Афганистана, скорее, становятся более умеренными, хотя и не исчезают полностью. Так, в январе 2024 года на годовщине похорон генерала Касема Сулеймани в иранской провинции Керман произошел двойной взрыв, в результате которого погибло около 100 человек и порядка 300 получили ранения. Этот теракт стал самым масштабным в Исламской Республике с 1979 года. Ответственность за него взял «Вилаят Хорасан» — афганская ячейка «Исламского государства» (ИГИЛ).
Наконец, остается проблема афганских мигрантов, которых в Иране не меньше 3,5 млн человек. В основном речь идет об афганцах, нелегально приехавших в Исламскую Республику на заработки и занятых низкоквалифицированным трудом. В 2024 году в стране запустили кампанию по их выявлению и депортации. Более того, власти начали строительство 74-километровой стены на границе с Афганистаном, чтобы ограничить миграционные потоки. Учитывая, что протяженность ирано-афганской границы превышает 900 километров, вряд ли подобная мера заметно исправит ситуацию.
Таким образом, Тегеран по-прежнему видит в Афганистане потенциальный источник миграционных и террористических угроз, однако предпринимает шаги по их устранению.
Торговый обмен
Несмотря на территориальную близость, страны Центральной Азии не входят в число наиболее важных торговых партнеров Ирана. Показательно, что именно Афганистан среди региональных игроков может похвастаться крупнейшим товарооборотом с Исламской Республикой, составившим по итогам 2023 года $1,8 млрд. Этот же показатель с остальными центральноазиатскими странами суммарно едва превышает $1,6 млрд.
Афганская экономика в значительной степени зависит от иранских поставок. На Исламскую Республику в среднем приходится от 25 до 35% всего импорта в Афганистан. В основном речь идет о нефтепродуктах и газе, а также железе, стали, продуктах питания, полиэтилене, фруктах, овощах и цементе.
Тем временем объем внешней торговли Ирана с идущими следом Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном составляет примерно по $500 млн. При этом структура товарооборота отличается от страны к стране. Так, Казахстан — важный поставщик в Иран сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерновых. Туркменистан играет заметную роль в газовых поставках. С Узбекистаном же Исламская Республика обменивается широким кругом товаров, включая нефтехимию, сельхозпродукцию и текстиль.
С недавних пор Тегеран пытается нарастить торговый оборот с Центральной Азией. Например, в 2025 году должен заработать договор о создании постоянной Зоны свободной торговли с ЕАЭС, предполагающий значительное снижение пошлин. Из региональных игроков в ЕАЭС входят Казахстан и Кыргызстан. Кроме того, Иран стремится подписывать двусторонние торговые соглашения. Так, договор о преференциальной торговле был заключен в 2023 году с Узбекистаном.
Нацелен Тегеран и на интеграцию с крупными международными объединениями. В 2023 году он стал членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую также входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Однако торговлю пока сложно назвать сильной стороной сотрудничества Ирана с Центральной Азией. Во-первых, потенциал развития товарооборота с регионом сдерживают западные санкции в отношении Тегерана. Во-вторых, большинство этих стран не граничит с Исламской Республикой, а сухопутный транзит осложняет непростая ситуация в Афганистане. В-третьих, основу экспорта части центральноазиатских государств составляют нефть и газ, что накладывает свои ограничения, поскольку Иран и сам остается крупным поставщиком углеводородов.
Углеводородные возможности
Тем не менее именно сотрудничество в сфере углеводородов занимает особое место в интересе Ирана к Центральной Азии. В качестве ключевого импортера иранских газа и продуктов нефтехимии (прежде всего бензина и дизельного топлива) в регионе выступает Афганистан. На начало 2022 года Тегеран обеспечивал примерно 70% от всех топливных закупок Кабулом.
При этом пришедший к власти «Талибан» взял курс на снижение энергетической зависимости от Ирана за счет импорта бензина из России и Узбекистана, а также начал прикладывать усилия по восстановлению нефтеперерабатывающей промышленности страны. Одна из причин такого решения — низкое качество иранского топлива. Тем не менее большую часть ирано-афганского товарооборота продолжают составлять нефтепродукты и газ.
Кроме того, Иран наравне с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном поставляет в Афганистан электроэнергию. На Исламскую Республику приходится около 15% от общего афганского импорта электричества.
Развивается углеводородное сотрудничество и с Туркменистаном. Хотя Иран считается одной из богатейших стран по запасам газа, во время зимних скачков потребления ее промышленность испытывает трудности в обеспечении «голубым топливом» северо-восточных районов. Для решения этой проблемы была инициирована своповая схема поставок газа, в которой участвуют Ашхабад, Тегеран и Баку. Изначально стороны договорились экспортировать около 2 млрд кубометров туркменского газа в год, а затем приняли решение нарастить объемы до 10 млрд кубометров. Получая газ из Туркменистана, Иран точно такой же объем собственного «голубого топлива» экспортирует в Азербайджан.
Своповые схемы планируется расширять, а к участию в них привлекать новые страны. Так, существует идея использовать туркменский газ для свопового экспорта в Ирак, куда Иран поставляет около 10 млрд кубометров ежегодно, но испытывает нехватку этих объемов у себя в периоды пикового потребления. Кроме того, в своповых поставках через Иран заинтересована Россия. Москва надеется использовать существующие газопроводы для экспорта ресурса в Исламскую Республику через тот же Туркменистан, чтобы затем аналогичные объемы газа были направлены Ираном в Турцию, Ирак, Азербайджан или даже Афганистан. Утверждается, что на начальном этапе Россия могла бы экспортировать таким образом около 10 млрд кубометров газа. Тем не менее пока не совсем понятно, насколько к этому сценарию готов Туркменистан: оставаясь крупным производителем газа, он может, пусть и не признаваясь в этом открыто, считать Россию прямым конкурентом.
Наконец, в перспективе Тегеран рассчитывает использовать поставки газа через существующую трубу в Туркменистане для реализации амбициозной идеи превращения Ирана в международный газовый хаб. Правда, для выполнения такого замысла стране необходимо выйти на азиатские рынки — Китай, Индию, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, а без освоения технологии сжиженного природного газа (СПГ), с которой у Ирана пока проблемы, экспортировать готовый продукт танкерами-газовозами через Персидский залив не получится. В условиях санкций подобный сценарий выглядит труднореализуемым и требующим значительных инвестиций и времени.
Иранский путь в регион
Хотя отношения Ирана и Центральной Азии не так часто оказываются в центре мирового внимания на фоне куда более динамичного участия Тегерана в делах Ближнего Востока, шум в СМИ тоже порой может уводить в сторону от ключевых процессов.
Так, в свое время внимание привлекла новость о запуске в 2022 году в Таджикистане производства иранских ударных беспилотников. Это событие действительно выглядело знаковым, учитывая, что в 2010-х годах отношения Тегерана и Душанбе переживали не лучшие времена. Тогда Таджикистан называл Иран угрозой безопасности и препятствовал вступлению Исламской Республики в ШОС. Однако с начала 2020-х между странами произошел дипломатический разворот, после чего таджикский лидер Эмомали Рахмон посещал Иран как при предыдущем президенте Ибрахиме Раиси, так и после избрания главой иранского правительства Масуда Пезешкиана.
Новость о беспилотниках также получила дополнительное внимание из-за активизации отношений Москвы и Тегерана и использования иранских БПЛА войсками РФ в Украине. Кроме того, распространился слух, что таджикская сторона могла поставлять ударные дроны России. Правда, авторы таких спекуляций не учли тот факт, что РФ применяла в Украине модели Shahed 131 и Shahed 136, в то время как в Таджикистане запустили сборку более старого беспилотника — Ababil-2. Так или иначе, таджикская сторона в подобной ситуации попыталась максимально дистанцироваться от происходящего, а потому логично предположить, что страны Центральной Азии в дальнейшем будут с осторожностью смотреть на возможность военно-технического сотрудничества с Тегераном, опасаясь реакции Запада.
Немаловажно и то, что Тегерану хотелось бы наверстать упущенное в вопросах торговли, развитие которой серьезно затормозили западные санкции. И определенный прогресс в этом направлении есть: Иран вступил в ШОС и заключил соглашения с ЕАЭС. Однако ожидать, что в ближайшие годы страны Центральной Азии войдут в число ключевых торговых партнеров Тегерана, пока все же не приходится.
Похожие статьи
«Если люди не могут говорить или писать о том, что считают важным, то страдает вся страна». Посол Швейцарии в Узбекистане Константин Оболенский
Швейцарский бизнес проявляет повышенный интерес к инвестициям в Узбекистан, а товарооборот между двумя странами демонстрирует...
- Политика
- 3 недели назад
За язык потянули. Как и почему в России приняли жесткий закон, направленный против детей мигрантов
Госдума РФ в ускоренном режиме приняла законопроект, который запрещает зачислять в российские школы детей мигрантов,...
- Политика
- 1 месяц назад
В расфокусе внимания. Что победа Дональда Трампа значит для Центральной Азии
Отношения США и стран Центральной Азии никогда не отличались поступательным развитием. Если в Вашингтоне и...
- Политика
- 2 месяца назад
Москва заставила Центральную Азию оглядеться вокруг. Мигранты из региона открывают новые рынки труда, пока Россия отталкивает от себя рабочую силу
Если верить новостям из России, почти все внутренние проблемы РФ связаны с мигрантами из Центральной...
- Политика
- 2 месяца назад
«Дипломатия меняется, дипломатам пришла пора говорить на языке народа». Посол Израиля в Узбекистане Гидеон Лустиг — о мире и войне, борьбе за свободу, а также о своей узбекистанской мечте
В августе 2024 года в Узбекистан прибыл новый Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль. Как...
- Политика
- 2 месяца назад